декабря 4, 2019
У преподобного Иосифа Волоцкого
декабря 3, 2019
Спасо-Преображенский Воротынский женский монастырь
ноября 2, 2019
В 124 км от Москвы и в 61 км к северо-востоку от Калуги, на берегу р. Лужа (приток р. Протвы), расположен город Малоярославец, в котором живут 32 тыс человек. Это один из древнейших городов в окружении Москвы, он был основан в конце XIV в. князем Владимиром Андреевичем Серпуховским и назван в честь его сына Ярослава. В 1485 г. этот город вошел в состав Московского княжества и стал называться Малоярославец (чтобы отличать от Ярославля).
Есть монастыри - тихие уединенные обители, как будто созданные для молчания и молитвы. А есть - похожие на могучие крепости, крепости веры, духа, христианской ревности. Среди таких крепостей - Иосифо-Волоколамский монастырь. Его славная история неотделима от личности его великого основателя - преподобного Иосифа Волоцкого.
В 25 км к югу от Калуги, поблизости от места впадения р. Угры в Оку, на приокском обрыве расположено село Спасское-на-Угре. Сама деревня Спас, вернее, место на котором она стоит, имеет очень древнюю историю. Здесь в уже в 11 в. стоял древнерусский город: археологи находили массу крайне интересных находок: от железных кольчуг, до женских украшений и арабских монет. Есть мнение, что Спас - более позднее название первого «старого» Воротынска, а переименование связано с возникновением в нач.15 века второго «нового» городища Воротынск, которому «подарили» имя (в 5 км от Спаса) и сделали «столицей» удельного княжества. Эти земли были удельными родовыми вотчинами князей Воротынских: древнего княжеского рода «от третьего сына князя Михаила Черниговского».
В 1579 г. сильный пожар дотла уничтожил большую часть города Казани, и тысячи людей остались без крова и хлеба. Огонь, вырвавшийся со двора стрельца Данилы Онучина, в несколько часов обратил в пепел достояния многолетних трудов человеческих. Плач и стон людской стояли над городом в тот летний июльский день.
Икона Божией Матери, называемая Тихвинской, была написана апостолом и евангелистом Лукой и послана им вместе с Евангелием и книгой Деяний апостольских в Антиохию царю Феофилу, принявшему тогда веру Христову. После смерти царя икона была перенесена в Иерусалим, а в V в. — в Константинополь, где ее поставили во Влахернском храме. Здесь образ Пресвятой Богородицы пребывал несколько столетий, а когда начались гонения на святые иконы, его укрыли в обители Пантократора. С прекращением иконоборческой ереси икону возвратили во Влахернский храм, но в царствование Иоанна Палеолога, за 70 лет до падения Константинополя, образ Владычицы Небесной скрылся из города.
Первые сведения об этой иконе относятся к XII в. и связаны и памятью святого великомученика Феодора Стратилата — воина, обезглавленного за веру Христову в IV в., поэтому первоначально икона называлась просто Феодоровской. Именовалась она и Одигитрией и по преданию была написана святым апостолом и евангелистом Лукой. Сначала святой образ Царицы Небесной находился в часовне, стоявшей неподалеку от селения Городец (Нижегородская губ.).
Завладев в 1169 г. Киевом, задумал князь Андрей Боголюбский подчинить себе и другие области, и прежде всего уничтожить самостоятельность вольного Новгорода. Суздальский князь и до этого всегда мог навредить новгородцам: помешать им собирать дань с восточных земель и прервать их торговлю с ними, т. к. путь проходил через Суздальскую землю. Кроме того, князь мог прекратить подвоз хлеба, который доставляли в Новгород из низовых областей по Волге.
История Владимирской иконы Божией Матери до сих пор полна тайн и загадок, даже о появлении ее на Руси в древних источниках рассказывается по-разному. Согласно священному преданию, этот образ был написан апостолом и евангелистом Лукой на доске от стола, за которым Пресвятая Богородица трапезовала со Своим Божественным Сыном и праведным Иосифом. Икона была написана еще при жизни Божией Матери, и, увидев изображение Свое на иконе, Она повторила Свое пророчество: «Се, ныне ублажат Меня все роды», — и добавила: «Благодать Родившегося от Меня и Моя с сими иконами да будет!».