Спасо-Преображенский Воротынский женский монастырь

    В 25 км к югу от Калуги, поблизости от места впадения р. Угры в Оку, на приокском обрыве расположено село Спасское-на-Угре.  Сама деревня Спас, вернее, место на котором она стоит, имеет очень древнюю историю. Здесь в уже в 11 в. стоял древнерусский город: археологи находили массу крайне интересных находок: от железных кольчуг, до женских украшений и арабских монет. Есть мнение, что Спас - более позднее название первого «старого» Воротынска, а переименование связано с возникновением в нач.15 века второго «нового» городища Воротынск, которому «подарили» имя (в 5 км от Спаса) и сделали «столицей» удельного княжества. Эти земли были удельными родовыми вотчинами князей Воротынских: древнего княжеского рода «от третьего сына князя Михаила Черниговского».                                                          

 

      В 1480 г. после того, как московский князь Иван III отказался выплачивать Орде дань и растоптал ногами портрет хана Ахмата, Руси угрожал очередной татарский карательный поход. Иван III, чтобы отвести угрозу от Москвы, выступил с войском на юг. Близ устья Угры два войска встретились.  По сведениям историков, где-то в этом месте, у деревни Спас располагалось татарское становище, где жили ханские жены. Согласно Вологодско - Пермской летописи  в октября 1480 г.  Ахмат пытался пересечь реку Угру, но встретил мощное сопротивление со стороны русских войск, вооруженных огнестрельным оружием. После четырех дней ожесточенного сражения Ахмат, осознав, что дальнейшие усилия тщетны, отступил на запад и разбил лагерь на литовской территории, в двух верстах от места битвы. Он решил подождать подхода Казимира с литовской армией. Казимир, однако, не появился. Не получив помощи от Казимира, татары Ахмата разграбили территорию «верховских городов» (в бассейне Верхней Оки), к которым относятся Одоев, Белев, Мценск и другие. Опустошая эти владения, Ахмат, хотел предотвратить любое открытое выступление в тылу своего лагеря и компенсировать армии неудачный поход.     

    7 ноября 1480 г. (дата по Вологодско - Пермской летописи) Ахмат повел армию обратно в Сарай. Согласно Казанской истории, воспользовавшись затишьем, последовавшим за безуспешной попыткой Ахмата пересечь Угру, Иван III послал через степи во владения Ахмата объединенный отряд русско - татарской конницы под командованием Нур Давлета и князя Василия Ноздреватого. Это, по всей видимости, ускорило отступление Ахмата. 

      С этого момента Русь перестала платить постыдную дань ордынцам, что  означало конец ненавистного почти трехвекового ордынского ига Хана Ахмата. Русские люди вспоминали и вспоминают Хана Ахмата недобрыми словами, но удивителен факт – наша известная  поэтесса А.А. Горенко (1889—1966) взяла себе псевдоним Ахматова, поскольку знала, что Хан Ахмат - ее очень дальний предок. 

     После великого противостояния пойма р. Угры была и остается особо почитаемым местом. В ознаменование этого события на левом высоком берегу реки основан монастырь на средства князя Дмитрия Федоровича Воротынского в 1498 г. (по другим данным в начале 16 в.) в низовье р. Угры, на месте бегства Хана Ахмата в 1480 г. Предположительно, первоначальником обители был ученик преподобного Тихона Калужского Никифор († 1506 г.). Воротынский Монастырь поддерживался вкладами князей Воротынских, Хитетовских, Стрешневых, Тургеневых и др., однако назвать его богатым и большим было невозможно.  С 1725 г. обитель запустела и в 1764 г. был упразднен.

      По описи 1763 г. в Спасо-Воротынском монастыре было три каменных строения: собор в честь Преображения Господня, в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и одна келья.  Преображенский храм датируется серединой XVI века. Столпообразные храмы-памятники нередко имели мемориальное значение и строились в память знаменательных событий и военных побед. В данном случае - в честь "Стояния на Угре". Самый популярный такой "памятный" храм стоит в Москве, в Коломенском в честь рождения Ивана, будущего Грозного. Введенская церковь шатровая, что было большой редкостью в 17 в., ведь патриарх Никон (патриарх с 1652 г.) запретил возводить «неканонические» шатровые храмы, позволял делать только луковичное завершение церквей. Позже к трапезной Введенской церкви пристроили колокольню (нижний ярус - середины 18 в.), ее надстроили в начале XIX в.   Остальные постройки, в том числе и колокольня, были деревянными.  К началу XIX в. келии и стены монастыря были утрачены. 
         В 30-е гг. XX в. храм закрыли,  церковное имущество изъяли, историческая святыня была разрушена.  Тогда же было уничтожено существовавшее на территории Спасо-Воротынского монастыря древнее кладбище, с уникальными надмогильными сооружениями, среди которых были плиты с надписями XVI в. От обители остались два храма древней постройки, которые были приходскими. Эти храмы редкие образцы шатровой архитектуры. Собор в честь Преображения Господня каменный, однопрестольный, теплый. Основной несущий объем собора – кубовидный двусветный четверик, на котором через невысокий восьмерик поставлен восьмигранный шатер. С востока к четверику примыкает трехчастный алтарь. Декор фасадов прост. Храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с монастырской трапезной палатой и трехъярусной колокольней представляет собой единое неправильной четырехугольной формы двухэтажное здание. Небольшая, прямоугольная в плане, вытянутая в ширину двусветная часть храма занимает восточную его половину, завершают эту часть два небольших глухих шатра. Трапезная часть храма, как и монастырская трапезная в первом этаже, одностолпная. В отделке фасадов использованы лопатки, карнизы, декоративные кокошники.  Введенский храм - особенный. Он одновременно и двухглавый и шатроваый, что само по себе большая редкость. Это очень «камерное направление в русской архитектуре» времени «первых Романовых» - знаменитое узорочье. Такая форма показывает «как через монастырское строительство проникала в провинцию сложная, изысканная и маньеристическая придворная архитектура Москвы».
    К началу восстановления Спасо-Воротынского монастыря в шатре Спасо-Преображенского собора имелась большая пробоина и трещины, также трещины в углах четверика и в сводах алтаря и алтарных стенах. Введенский храм не имел кровли, в результате чего в трех углах трапезной своды совершенно разрушились и трещины пошли вниз. Была сильно повреждена нижняя часть северной стены храма, в южной стене первого этажа в годы советской власти был пробит проезд для машин, который ослабил своды. Оба храма сильно вросли в землю, местами культурный слой был выше метра. 
    С 2002 г. в обители восстановлено почитание её основателя, местночтимого святого, преподобного Никифора Медынского. 
 29 января 2007 г. Правительство Российской Федерации распоряжением № 89-р передало монастырь в собственность Калужской епархии Русской Православной Церкви. 
    Восстановлением монастыря и возрождением в нем монашеской жизни занимаются сестры калужского Казанского Девичьего монастыря.
Поездка в женский Спасо-Воротынский монастырь навсегда оставила в памяти два белоснежных храма, словно взметнувшихся в голубую небесную высь, жаркое солнце, с любовью и вкусом оформленные цветники, радующие глаз невообразимыми  оттенками цветов, растущие абрикосовые и грушевые деревья, смотровая площадка. Она, полукруглая, с балюстрадой, и скамеечкой под пышными плакучими ивами, открывает перед  глазами удивительной красоты виды. Воздухом и радостью наполнено все пространство. 


                                      Жемчужиной Пояса Богородицы называют древний Спасо-Воротынский женский монастырь паломники.
                Проезд до места:
по Киевскому шоссе до поворота на Калугу, от с. Мстихино - поворот на п. Резвань, переезд через р. Угра, затем поворот на с. Спас, от которого 1 км.

 

Фотографии Монастыря можно посмотреть у нас в ГАЛЕРЕЕ

 


Яндекс.Метрика