декабря 4, 2019
Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь
декабря 4, 2019
Бородинский Спас
декабря 4, 2019
На территории России немало старинных городков в несколько тысяч жителей. Малоярославец - один из красивых малых городов российской глубинки, живописно раскинувшийся на высоком берегу речки Лужи.. Малоярославец, или, просто "Малый", - районный центр на северо-западе Калужской области, расположенный на правом берегу реки Лужи в 115 километрах к юго-западу от Москвы, в 60 километрах к северо-востоку от Калуги и в 2780 км к северо-востоку от Парижа (Франция).
Близ города Каширы, при впадении в Оку небольшой речки Кремеченки, стоит белокаменный монастырь. Монастырь на белых песках. Он так и называется Свято-Троицкий Белопесоцкий. Первое письменное упоминание о монастыре датируется 1498 годом. Это жалованная грамота хана Магмет-Амина Троице-Белопесоцкой обители. Ясно, что начала свое существование обитель значительно раньше этой даты. Предание говорит о том, что Свято-Троицкий монастырь основан по благословению преподобного Сергия Радонежского великим князем Димитрием Донским во время его похода на Куликовскую битву. В пользу предания говорит тот факт, что в ранних источниках монастырь именовался Троице-Сергиевым.
Известно всякому верующему человеку, что монашство — это духовное воинство. Но этот монастырь особый: в его истории духовные подвиги органично и просто соединились с воинскими и ратными подвигами, а проявления высшего мужества неотделимы от высших проявлений женственности. Ведь высшее мужество и высшая женственность соединяются, как в огненной точке, — в жертве. В жертве за друга, за ближния, за искренних своя.
Среди древнейших русских монастырей, история которых порой насчитывает
по шестьсот-семьсот лет, Аносин женский монастырь, основанный около 1820 года, выглядит совсем юным. Однако и в его «биографии» мы встретим, за эти неполных два века, немало славных имен видных деятелей Русской Православной Церкви.
Основатель небольшого монастыря неподалеку от Наро-Фоминска преподобный Зосима Верховский был современником преподобного Серафима Саровского. Он родился 24 марта 1768 года и почил 24 октября 1833 года. Еще до рождения сына отец его услышал во время ночной молитвы слова: «Не учи его светским наукам, но лишь Закону Божию...» Склонность к уединенной молитве, подвигам поста и чтению духовных книг стала проявляться у юного Захарии (это было имя будущего старца от крещения) достаточно рано. Но будучи дворянином по рождению, он служил в Петербурге в рядах гвардейского Преображенского полка, жил в богатстве и довольстве той жизнью, которой жили все его сверстники. Тем не менее, мысль: «Ты будешь монахом» -время от времени появлялась в его душе.
Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, расположенный примерно в пятидесяти километрах к западу от Москвы связан с именем одного из самых выдающихся людей всей тысячелетней истории Русской Православной Церкви - Святейшего Патриарха Никона (1605—1681).
Историк В.О. Ключевский писал, что В XVII веке не было в России личности более великой, чем Патриарх Никон, — как по тем деяниям, которые он успел совершить, так и по масштабу замыслов, которые он вынашивал в своем сердце.
Можайский Лужецкий мужской монастырь тесно связан с двумя великими русскими северными обителями — Кирилло-Белозерским и Ферапонтовым монастырями: у исторических истоков этих трех монашеских обителей стоял один и тот же подвижник — преподобный Ферапонт Белозерский.
Саввино-Сторожевский Звенигородский монастырь имеет славную и знаменательную историю. Его судьба была неразрывно и тесно связана с судьбой русских царей; звон его главного колокола по имени Благовестник, весом более двух тысяч пудов, был слышен, по свидетельству очевидцев, в самой Москве; о чудесах, которые происходили по молитвам святому ее основателю, знала вся Россия.
Среди ровной зелени подмосковных лесов Вознесенская Давидова пустынь горит золотом своих крестов и разноцветьем храмов как радостное пасхальное яичко в светлый Христов день.
Храм свв. кн. Бориса и Глеба - один из наиболее ранних памятников каменной архитектуры Боровска (1704 г.) и замечательный образец храмовой архитектуры конца 17-начала 18 вв. В церкви венчались его прихожане - бабушка и дедушка Ф.М. Достоевского по материнской линии. История храма уходит вглубь веков. В 1610 г. он пострадал от нашествия поляков и литовцев. В материалах Дозора 1613 г. отмечено: «...под посадом же Пафнутьева монастыря слободка Мякишевская на реке Поротве, а в ней был храм Борис и Глеб сгорел».