У преподобного Иосифа Волоцкого

   Есть    монастыри - тихие уединенные обители, как будто созданные для молчания и молитвы. А есть - похожие на могучие  крепости,  крепости  веры, духа, христианской ревности.  Среди таких крепостей - Иосифо-Волоколамский монастырь. Его славная история неотделима от личности его великого основателя - пре­подобного Иосифа Волоцкого.

 

       12 ноября 1440 года в селе Язвище близ Волоколамска, в семье дворян Саниных ро­дился сын, которого окрестили с именем Иоанн. На восьмом году жизни он был от­дан на воспитание старцу Арсению в Крестовоздвиженский Волоколамский монас­тырь. Очень скоро, обучившись грамоте, он стал прислуживать в церкви в качестве чтеца и певчего. Прожив так несколько лет, он поступил в другую Волоколамскую обитель - Пречистой Богородицы на Возьмище. Здесь Иоанн подвизался до 1460 года и уже готовился к монашескому постригу. В поисках опытного духовного руководителя он отправился к знаменитому тогда пустын­нику Варсонофию. Варсонофий же благо­словил юношу идти в Боровск, к преподоб­ному Пафнутию. Преподобный с любовью принял его и постриг с именем Иосиф.

Начался новый этап тяжелых монастыр­ских послушаний - больница, трапезная, хлебопекарня. Испытав молодого инока и убедившись в его крепости, преподобный Пафнутий взял его к себе келейником.

   Имея большую духовную ревность, инок Иосиф убедил своих родителей постричься в монахи. Его больной отец, Иоанн, был по­стрижен в том же Пафнутиевом монастыре с именем Иоанникий и поселился в одной келлии с сыном, который ухаживал за ним в течение пятнадцати лет, до самой его смер­ти. Мать Иосифа - Мария, постриглась с тем же именем в Волоколамске, в обители святителя Власия, и прожила в подвигах тридцать лет. В Пафнутиев монастырь поступили и родные братья Иосифа Вассиан (он стал потом архиепископом Ростовским) и Ака­кий (впоследствии - епископ Тверской).

Монах Иосиф быстро возрастал в своих подвигах. Когда преподобный Пафнутий стал приближаться к своей кончине, он со­брал монастырскую братию и указал всем на Иосифа как на своего преемника. Это было в 1477 году.

    Став игуменом, Иосиф захотел ввести более строгий монашеский устав и улуч­шить некоторые монастырские порядки (тем более что это завещал сделать сам преподобный Пафнутий). Но неожиданно он встретил сопротивление со стороны старцев. Пробыв игуменом только один год, он решил оставить Боровский монастырь, оделся в бедную послушническую одежду и отравился с одним из близких старцев в странствие, чтобы узнать и изучить жизнь других монастырей. Прошло около года. Из всех виденных монастырей преподобному Иосифу более всего понравилась своим строгим общежи­тельным уставом Кирилло-Белозерская обитель. Он вернулся в Боровск с намере­нием ввести в Пафнутиевом монастыре та­кой же устав, но снова натолкнулся на со­противление большинства братии. Тогда, забрав с собой семерых преданных ему иноков (в их числе были и его родные бра­тья), он ушел на родину, в Волоколамские земли. Волоколамский князь Борис Васильевич (родной брат Иоанна III) принял Иосифа с любовью и подарил землю, которую тот выбрал для устроения новой обители. 15 августа 1479 года, в праздник Успения Божией Матери, была освящена первая, деревянная церковь - Успенская.

    Первоначальная нужда длилась недолго. Очень скоро у обители нашлись благотво­рители, и какие! Сам князь Борис, его су­пруга, ближние бояре. Да и великикнязь Иоанн III не забывал нового Волоцкого монастыря, да­ря ему земли и деньги. Росло число насельников. Приходили иноки Пафнутиева монастыря, знавшие преподобного Иосифа по прежним годам и желавшие жить под его руководством. Собирались новые насельники, часто из бояр, детей боярских и купцов, которые при вступлении в обитель делали порой вклады в несколько сотен рублей (по тем временам огромные деньги!).

    Все это позволяло Волоколамскому монастырю расти и хорошеть. В 1485 году сооружается уже каменный храм в честь Успения Божией Матери, следом - другие храмы. Но самое главное - можно было приступить к другому строительству, более важному, - внутрен­нему строительству образцового монашес­кого общежития. Число иноков достигало в обители уже ста человек, когда преподоб­ный Иосиф ввел строгий устав по примеру Кирилло-Белозерского монастыря и сам стал самым ревностным исполнителем его. Первым вставал на службу, первым являлся на работу, трудился наравне с другими, ус­певая при этом внимательно следить за ду­ховным состоянием братии, поддерживая слабых, увещевая нерадивых, воодушевляя унылых.

     Очень скоро преподобный Иосиф стал образцом духовной жизни не только для Волоколамска, но и для всей Русской зем­ли. Этому способствовали не только его благочестие и ревность в вере, но и глубо­кая книжная образованность, увенчанная редким по силе даром проповеднического слова. Бедные и убогие поселяне, обра­щавшиеся за помощью к Волоколамскому игумену, могли рассчитывать на его покро­вительство и защиту. Владыка Геннадий Новгородский настолько уважал и ценил преподобного Иосифа, что именно ему по­ручил управление Волоколамской церков­ной областью, входившей тогда в состав Новгородской епархии.

Но вскоре жизнь потребовала от препо­добного Иосифа новых подвигов, теперь уже на поприще догматического и в тоже время общественного служения Матери-Церкви.

 

                Мутные волны

   С семидесятых годов пятнадцатого столетия по православной России распространялось учение, которое получило в истории Рус­ской церкви название «ереси жидовствующих». Оно началось в Новгороде, куда в 1470 году в свите князя Михаила Олелько-вича прибыл иудей по имени Схария.

Что же такое была эта ересь жидовствующих, в чем заключался ее духовный смысл? Выдающийся церковный историк митрополит Макарий (Булгаков) писал: В строгом смысле это была не ересь только, а полное отступничество от христианской веры и принятие веры иу­дейской. Схария и его товарищи проповедовали у нас не какую-нибудь ересь хрис­тианскую, а ту самую веру, которую содержали сами, и в том виде, в каком ис­поведуют ее все иудеи, отвергшие Христа Спасителя и Его Божественное учение.

    Против еретиков выступил игумен Воло­коламского монастыря, горевший ревнос­тью по Святом Православии. В начале 1490-х годов он начинает писать против них свое знаменитое сочинение под назва­нием «Просветитель». Именно в духовном просвещении преподобный Иосиф видел главное оружие против любой ереси: ведь многие русские люди в то время не знали даже самых основ православной веры, по­тому и оказывались беззащитными перед «волками в овечьих шкурах». В «Просветителе» преподобный Иосиф не только глубоко и всесторонне анализи­рует историю и сущность ереси жидовствующих, но и простым, доступным каждо­му языком раскрывает догматы и каноны православной веры, объясняет, почему и как мы должны покланяться Святой Тро­ице, Божией Матери, святым.

    В 1503 году был созван Собор, который окончательно обличил и осудил еретиков. На том же Соборе 1503 года преподобный Иосиф сумел отстоять право монастырей на владение имуществом и землей; ведь имущество нужно было монастырю не только для осуществления Божественной службы, но и для дел благотворительности. Против «монастырских имений» выступали «заволжские старцы», последователи пре­подобного Нила Сорского.

 

              Иосифов монастырь

       Преподобный Иосиф, всю жизнь свою тру­дившийся во славу Святой Православной Церкви, отошел ко Господу 9 сентября 1515 года. Он оставил после себя прекрас­ную благоустроенную обитель с каменны­ми строениями: Успенским собором, Бого­явленской церковью, колокольней, предво­схитившей архитектуру «Ивана Великого», обширной трапезной. Он оставил прекрас­ную монастырскую библиотеку и собрание икон, среди которых было немало образов кисти Рублева и Дионисия. Но что, может быть, не менее важно, преподобный Иосиф оставил после себя монашескую общину, жившую по строгому общежи­тельному уставу, в котором среди обычных требований были и такие, как ночная молитва, ношение вериг, сон сидя или на голой земле. И этому уставу основатель мо­настыря учил свою братию прежде всего своим личным примером.

      XVI век стал для Иосифо-Волоцкого мо­настыря веком дальнейшего расцвета. Сю­да любил приезжать на богомолье царь Иоанн Грозный, а приезжая, делал, как пра­вило, богатые вклады. Примеру царя следо­вали и вельможи. Иосифо-Волоцкий мона­стырь становился одним из самых богатых на Руси. Достаточно сказать, что в 1570-е годы обитель владела двадцатью пятью ты­сячами десятин земли.

Но самое главное - шел к преподобному Иосифу Волоцкому простой верующий народ. Шел за утешением, за помощью, за чудом. Канонизированный в 1591 году, свои первые чудеса угодник Божий явил еще при жизни. Сын Волоколамского князя Бориса Иоанн умер без покаяния, но по молитве преподобного душа его возвратилась в тело, и Иосиф исповедал и причастил его, после чего Иоанн отошел в иной мир уже навечно. В 1540-х - 1560-х годах обитель была обнесена каменными стенами и стала, таким образом, мощной военной крепостью. Очень скоро наступило время, когда кре­пость этих стен была испытана неприяте­лем. Это произошло в 1610 году, в период Смуты, когда монастырь осадили поляки. Стенам монастыря были нанесены сильней­шие повреждения. Поэтому в XVII столетии стены и башни обители пришлось от­страивать заново. Были построены также главные, Святые ворота, надвратный храм во имя святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. Был разобран обветшавший Успенский собор; на его месте возвели вели­чественный собор, в верхнем этаже которо­го - храм в честь Успения Божией Матери, в нижнем - во имя преподобного Иосифа.

     Иосифо-Волоцкий монастырь еще при жизни своего основателя щедро благотворил всем нуждающимся, больным, бездомным. Во время голода житницы обители отворя­лись и хлеб раздавался всем страждущим. Были устроены неподалеку от основной оби­тели два небольших монастыря, Богадельный и Введенский, для окормления всех голодных и погребения бездомных. Следуя заветам ос­нователя, иноки осуществляли широкую про­светительскую деятельность. Из насельников Иосифо-Волоцкого мо­настыря вышли многие иерархи Русской Православной Церкви: Даниил, митропо­лит Московский, Вассиан, архиепископ Ростовский, Феодосии, архиепископ Нов­городский, Гурий и Герман, архиепископы Казанские, и многие, многие другие.

     Бывало, что в Иосифо-Волочком монас­тыре содержались под строгим надзором го­сударственные преступники. В разное вре­мя здесь пребывали в заточении свергнутый царь Василий Шуйский, пленные поляки (после смуты 1612 года), пленные францу­зы (после наполеоновского нашествия).

      XVIII век не обошел Иосифо-Волоколамскую обитель стороной. Сначала петров­ские реформы, после которых монахи забирались на службу в армию и флот, а монастырские колокола «шли служить» в качестве пушек; затем - «Духовные штаты» «матушки Екатерины», которые окончатель­но подорвали экономическое положение Церкви в обществе, лишив монастыри права на земельную собственность, а значит, на благотворительность. Результат не замедлил сказаться: к концу XVIII столетия именно поп и монах стали самыми неуважаемыми людь­ми, над которыми могло безнаказанно глу­миться все «просвещенное общество».

      Девятнадцатое столетие смягчило многие слишком острые углы петровских и екатери­нинских «преобразований», но общая апостасия русского православного мира продолжалась и в конце концов достигла своего предела в революциях начала XX века. Ярость богоборческой власти обращалась прежде всего против Церкви, и в первую очередь - против монастырей. Иосифо-Волоцкий монастырь, как один из самых вид­ных и значительных среди всех русских обителей, был закрыт достаточно рано, уже в 1920 году (для сравнения скажем, что Московский Данилов монастырь был окон­чательно закрыт только десять лет спустя). По обычаю тех лет на территории монасты­ря образовали краеведческий и историко-бытовой музей. Однако богатейшую монас­тырскую библиотеку (в том числе и руко­писную) увезли в Москву - в «Ленинку» и Государственный Исторический музей. Архивы обители были переданы Архиву древних актов. На рубеже 20-30-х годов были отправлены на переплавку все монас­тырские колокола.

      Великая Отечественная война также не пощадила Иосифо-Волоцкий монастырь. Только спустя годы после Победы в монас­тыре начались восстановительные и реста­врационные работы. Однако вряд ли кто-то помышлял о возрождении монастыря. Но пути Господни неисповедимы, и в 1989 го­ду Иосифо-Волоколамский монастырь вновь стал действующим. А спустя десять лет, 29 декабря 1999 года, ему было при­своено звание ставропигиального.

      Монастырская молитва, как и прежде, освящает сегодня духовное пространство окрест обители; монастырский труд имеет своей целью не только удовлетворение по­требностей самих иноков, но и помощь всем алчущим и страждущим. А самое глав­ное, жизнь обители - как и десятков по­добных обителей по городам и весям сего­дняшней России - является образом, ико­ной христианской жизни в расхристанном и потерявшемся мире. Ведь все мы - и ино­ки, и миряне - призваны к целомудрию; все мы призваны к нестяжанию; все мы призва­ны к послушанию. И хотя наполнение этих понятий для мирянина будет несколько иным, чем для монаха, но суть христианско­го подвига во все времена остается неизменной; исполнение заповедей Божиих. В панораме  Иосфио-Волоколамского монастыря - нет ­ничего лишнего: белизна Успенского собора в окружении белока­менных стен и башен обители; зелень дере­вьев вокруг монастыря; чистая гладь озера, отражающая сам монастырь и бездонное небо над ним. Мир Божий.

 

                                               Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь

                                              

                                Адрес: Московская область, Волоколамский район, село Теряево

                                Проезд: электропоездом с Рижского вокзала Москвы до станции Волоколамск (126км).

                                Далее - автобусом до города (6км), далее - автобусом на Клин до остановки "Теряево"

 

Фотографии Монастыря можно посмотреть у нас в ГАЛЕРЕЕ

 

 


Яндекс.Метрика