Первые сведения об этой иконе относятся к XII в. и связаны и памятью святого великомученика Феодора Стратилата — воина, обезглавленного за веру Христову в IV в., поэтому первоначально икона называлась просто Феодоровской. Именовалась она и Одигитрией и по преданию была написана святым апостолом и евангелистом Лукой. Сначала святой образ Царицы Небесной находился в часовне, стоявшей неподалеку от селения Городец (Нижегородская губ.).
Великий князь Владимирский Георгий Всеволодович по желанию жителей хотел перенести икону в город Китеж, но никто не мог ее из часовни взять с места. И тогда князь решил, что Пресвятой Богородице угодно, чтобы на этом месте была основана обитель, которую он и устроил в 1164 г. Монастырь назвали Городецким-Феодоровским: по имени Городца (города в Нижегородской губернии) и соборного храма Феодора Стратилата, в котором икона эта, имевшая на другой стороне своей изображение святой великомученицы Параскевы, находилась за престолом. Во время нашествий орд хана Батыя, когда монголо-татары опустошали земли русские, превращая в пепел и развалины селения и целые города, не пощажен был и Городец Волжский.
Среди ужасов и опустошительного разорения 1238 г. никто не позаботился о спасении святой иконы, поэтому все решили, что она погибла в пламени пожара. Но однажды, а именно 16 августа 1239 г., костромской князь Василий Георгиевич отправился на охоту в густой лес, который располагался от Костромы на расстоянии в один километр. Во время охоты неподалеку от князя пробежал какой-то зверь: князь начал преследовать его, заехал в лесную чащу и, потеряв след зверя, остановился. Вдруг на сосне прямо перед собой он увидел икону с ликом Пресвятой Богородицы. Изумленный князь сошел с коня и в недоумении стал размышлять: откуда тут взялся образ Царицы Небесной? Однако же он решился снять его с дерева, но едва только коснулся иконы, как, к его изумлению, она поднялась на воздух. Князь и все с ним бывшие в трепетном благоговении преклонили колена, а икона между тем опустилась на прежнее место. Князь снова хотел снять ее с дерева, но святая икона вновь поднялась на воздух. После этого князь немедленно отправился в Кострому и известил духовенство и народ о чудесном явлении образа Пречистой Богоматери. Освященный собор со святыми иконами, крестами, кадилами и свечами отправился в лес, где и был совершен молебен. После этого священники невозбранно приняли святую икону Богоматери на свои руки и с молитвенным песнопением отправились в город, откуда уже им навстречу двигались со слезами на глазах горожане. В городе святую икону внесли в соборный храм во имя великомученика Феодора Стратилата и поставили там.
Слух о чудесном явлении иконы Пресвятой Богородицы быстро разнесся по окрестностям, и в Кострому отовсюду стали стекаться богомольцы на поклонение чудотворному образу.
К литургии пришел и князь Василий Георгиевич с боярами. И тут горожане сказали князю, что еще накануне, до его отбытия на охоту, они видели, как эту самую икону нес по городу какой-то человек в богатой воинской одежде, очень похожий на великомученика Феодора Стратилата.
Услышав о дивном явлении чудотворного образа, костромские купцы, жившие в Городце еще до опустошения его монголо-татарами, вместе со всеми поспешили в собор и тотчас узнали, что это есть тот самый образ, который столько лет охранял их город. И заплакали они, что Пресвятая Богородица и Заступница Небесная оставила их город без помощи и покровительства. Когда о них доложили князю Василию Георгиевичу, купцы стали клятвенно уверять его, что эта чудодейственная икона действительно была у них в Городце и от нее совершались многочисленные чудеса: по чудотворной силе ее многие недужные, больные и немощные, приходя к ней с верой и усердной молитвой, получали исцеление. Известие это радостью наполнило сердца костромичей, которые поняли, что Своим чудесным явлением Пресвятая Богородица хочет покровительствовать их городу.
Вскоре на месте обретения чудотворного образа князь Василий Георгиевич основал монастырь во имя Нерукотворного образа Господня, а сама Феодоровская икона Божией Матери оставалась в соборном храме Костромы. Однако через несколько лет храм этот сгорел, и чудотворную икону не успели спасти от огня. Князь и все жители печалились безмерно, и Пресвятая Богородица услышала их благочестивую скорбь. На третий день после пожара, к всеобщей радости православного люда, чудотворный образ, нисколько не поврежденный в огне, был обретен снова. С благоговейной радостью князь и народ поспешили к святой иконе и благодарили Пресвятую Богородицу за Ее неизреченное милосердие к ним.
На месте сгоревшего храма со временем был возведен новый великолепный собор во имя великомученика Феодора Стратилата, и чудотворную икону, украшенную золотом, серебром и драгоценными камнями, поместили в киот и поставили за престолом — на своем прежнем месте. С этих пор она стала называться Феодоровско-Костромской.
Между тем к Костроме подступили монголы-татары с полной уверенностью в своей победе. «Покорись, — говорили благоверному князю Василию Георгиевичу татарские послы, — иначе сотрем вас с лица земли. Убьем и тебя, и подданных твоих, и будем господствовать над тобой, а об имени Христовом и помину не будет». Но благочестивый князь решил защищаться до последней капли крови, надеясь не на свои силы, а на заступничество Царицы Небесной. Со слезами молился он вместе с народом перед пречистым образом Пресвятой Богородицы, чтобы приняла Она град Кострому под Свое покровительство.
Чтобы еще больше укрепиться надеждой на помощь Богоматери, князь, по примеру предка своего — князя Андрея Боголюбского, приказал вынести из собора чудотворный образ Пречистой Девы Марии и обнес икону перед войсками, утверждая их в мужестве перед предстоящей битвой. А потом с упованием на волю Божию повел полки свои против неприятеля. Священники несли святой образ за войсками и молились, чтобы Пресвятая Богородица помогла князю и его воинству одержать победу.
Когда сошлись два войска, и враг уже обнажил мечи и приготовил луки свои, от чудотворного образа Пресвятой Богородицы вдруг воссияли Божественные лучи. Испепеляющий огонь устремился на татарские полки и стал жечь их: не выдержав блеска и пламени этих лучей, неприятельские полки смешались и перестали узнавать друг друга. А русские воины, ободренные Божией помощью и видя благоволение к себе Царицы Небесной, быстро сокрушили смятенного врага.
Радостно возвращалось победоносное войско в город, а впереди несли чудотворный образ Пресвятой Богородицы, Своим заступничеством победившей врагов. Все жители Костромы с ликованием вышли навстречу, и после молебна чудотворная икона снова была поставлена в соборе. А на том месте, где во время битвы стоял чудотворный образ, по повелению князя был поставлен крест, а место это и близлежащее озеро стали называться Святыми.
Однако через некоторое время после столь славной победы вновь загорелся соборный храм Костромы. Сбежавшийся народ хотел спасти свою святыню, но при всем его усилии в храм невозможно было войти, т. к. там уже вовсю бушевало пламя. Скорби народа не было предела, но тут некоторые из жителей вдруг увидели, что святая икона стоит на воздухе — над самым пламенем пожара. Князь, духовенство и народ ,взирая на образ своей Небесной Заступницы, пали на землю и стали слезно взывать к Пресвятой Богородице: «Не оставь, Владычица, нас и наш город без Твоего Святого покрова и заступления». Каждый думал, что Богоматерь оставляет Кострому за грехи их, но умилостивилась Пресвятая Богородица над рабами Своими, спустилась Ее икона на землю и стала среди площади, поддерживаемая Божией силой.
Князь Василий Георгиевич повелел немедленно построить на месте сгоревшего собора временную деревянную церковь во имя великомученика Феодора Стратилата, в которую пока и поместить чудотворную икону. А потом в Костроме приступили к возведению каменного храма во имя Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя великомученика Феодора Стратилата. Церковь построили быстро, и к освящению ее перенесли туда и Феодоровско-Костромскую чудотворную икону Пресвятой Богородицы, которую поставили в иконостасе — против правого клироса. Много лет находилась святая икона в Костромском храме, подавая исцеление всем, кто приходил к ней с верой и благоговением.
Эта чудотворная икона связана и с избранием на царство Михаила Романова. В те знаменательные дни, когда после долгой смуты собрался для избрания царя Земский собор, отправилось посольство в Ипатьевский монастырь, чтобы просить скрывавшегося там Михаила Романова на царство. Посланные несли с собой Владимирскую икону Божией Матери, в Костроме взяли еще и Феодоровско-Костромскую икону и предстали с ними перед старицей Марфой, матерю отрока Михаила. Просили ее отпустить на царство юного сына, но старица, ссылаясь на его молодость, долго отказывала. Тогда архиепископ Рязанский взял в руки Феодоровско-Костромскую икону Божией Матери и сказал старице Марфе и Михаилу: «Для чего же иконы Божией Матери шествовали с нами в далекий путь? Если нас не слушаетесь, то ради Богоматери склонитесь на милость и не прогневайте Господа Бога». Против таких слов старица Марфа ничего не могла возразить и, упав на колени перед чудотворным образом, сказала: «Да будет воля Твоя, Владычица Небесная! В Твои руки предаю сына моего. Наставь его на путь истинный, на благо Себе и Отечеству».
В 1636 г. царь Михаил Федорович решился обновить чудотворную икону, для чего в Кострому были посланы грамоты к священному собору и градоначальнику Шаховскому с повелением и благословением снять с чудотворного образа Богоматери древнюю олифу и обновить его с пением псалмов, всенощным бдением и молебнами. Получив царскую грамоту, все духовенство Костромы собралось в соборном храме, чтобы совершить молебен перед иконой Пресвятой Богородицы. Обновление ее было совершено 4 мая 1636 г., после чего святой образ снова поставили на прежнее место.
В 1745 г. Феодоровская икона Пресвятой Богородицы по благословению Святейшего Синода была вновь обложена золотом, а еще через век риза на ней была весом более 8 килограммов — с бриллиантами, яхонтами, рубинами, изумрудами и другими драгоценными камнями.
На поклонение Феодоровской иконе Божией Матери приезжали не только жители Костромской губернии, но и паломники из других мест. Прибывавшие со всей России на Нижегородскую ярмарку купцы тоже считали первым делом пойти поклониться этому Пречистому образу. Не раз приезжали в Кострому и с берегов Дона, особенно часто после чудесного спасения походного атамана Ивана Мокеевича Иловайского.
В 1733 г. он был отправлен со своим отрядом на Кубань — преследовать горцев, разоривших несколько донских станиц. Во время преследования горцев И. М. Иловайский был окружен ими, хотел спастись бегством, но конь под ним упал, и атамана взяли в плен. Потом его продали в рабство на Кавказ, где он пробыл до апреля 1734 г. Два раза атаман пытался бежать, но каждый раз его ловили с собаками и, сильно избив, вновь заковывали в цепи. Его принуждали отречься от православной веры, но, несмотря на жестокие пытки, он каждый раз отказывался и, находясь в плену, не переставал молиться Богородице. Во сне атаману было открыто, чтобы бежал он в третий раз без боязни. Он бежал, его опять преследовали, но атаман спрятался на большом дубе, потом шел 600 верст пешком, питаясь кореньями и лесными ягодами и подкрепляя себя во время тяжелого пути молитвами Пресвятой Богородице. Наконец, Иловайский добрался до Черкасс, отсюда пешком пришел " в Кострому, рассказал о своем чудесном избавлении от плена и, поклонившись Феодоровской чудотворной иконе, сделал с нее список. После этого он пешком отправился в Москву, обложил чудотворный образ золотой ризой и возвратился домой.
Образ, хранящийся в настоящее время в церкви Воскресения на Дебре в Костроме, есть первоначальный образ этой святой чудотворной иконы. В смысле иконописном Феодоровско-Костромская икона — древнего византийского происхождения, типа «Елеуса» (Умиление). Изображение на ней близко к иконографии Владимирской иконы Божией Матери. Главным же ее отличием является обнаженная левая ножка Младенца Иисуса Христа, Которого Богоматерь держит на Своей правой руке.
В последние десятилетия Феодоровская икона Божией Матери была совершенно темная. Лишь несколько лет назад на ней стал виден — и то под определенным углом и при правильном освещении — общий облик изображения.
Молитва Пресвятой Богородице перед Ее иконой «Феодоровская»
О Пресвятая Владычице Богородице и Приснодево, Марие, единая надеждо нам грешным! К Тебе прибегаем и Тебе молим, яко велие имаши дерзновение пред рождшимся от Тебе по плоти Господем Богом и Спасителем нашим Иисусом Христом. Не презри слез наших, не возгнушайся воздыханий наших, не отрини скорби нашея, не посрами упования нашего на Тя, но Матерними молении Твоими умоли Господа Бога, да сподобит нас, грешных и недостойных, свободитися от грехов и страстей душевных и телесных, умрети миру и жити Ему единому по вся дни живота нашего. О Пресвятая Владычице Богородице! Путешествующим спутешествуй и ограждай и охраняй оныя, избави плененных от пленения, свободи страждущих от бед, утеши сущих в печали, скорбех и напастех, облегчи нищету и всяко злострадание телесное, и даруй всем вся потребная к животу, благочестию и жизни временней. Спаси, Владычице, вся страны и грады и сию страну и сей град, имже сия чудотворная и святая икона Твоя дадеся во утешение и ограждение, избави я от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, и отврати всякий гнев на ны праведно движимый. Даруй нам время на покаяние и обращение, избави нас от внезапныя смерти, и во время исхода нашего предстани нам явльшися, Дево Богородице, и избави нас от воздушных мытарств князей века сего, сподоби на Страшнем Судищи Христове стати одесную, и соделай нас наследники вечных благ, да славим великолепое имя Сына Твоего и Бога нашего со Безначальным Его Отцем и Святым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Фотографии Храма можно посмотреть у нас в ГАЛЕРЕЕ