В 1579 г. сильный пожар дотла уничтожил большую часть города Казани, и тысячи людей остались без крова и хлеба. Огонь, вырвавшийся со двора стрельца Данилы Онучина, в несколько часов обратил в пепел достояния многолетних трудов человеческих. Плач и стон людской стояли над городом в тот летний июльский день.
Пожар истребил в основном христианскую часть города, и татары всякое бедствие обращали в укор русским: это, мол, Пророк Мухаммед карает их за разорение мусульманского царства. Тяжело было христианам переносить незаслуженные обвинения, а еще тяжелее было видеть поругание над святыми иконами.
И тогда для утешения одних и вразумления других Свой пречистый образ явила людям Пресвятая Богородица. И явила не начальнику города, не вельможе, не богатому и даже не мудрому, а десятилетней девочке Матроне. В почти пустой избе перед ней явилась икона, от которой раздался голос: «Иди и скажи архиепископу и воеводам вынуть Мою икону из недр земли». Но первое время Матрона не решалась сказать о своем видении даже матери, а не то что посторонним людям.
Через несколько ей снова явилась икона, вот тогда девочка и рассказала матери о своем чудном видении, но та не обратила внимания на слова дочери. Так прошло некоторое время, и однажды десятилетняя отроковица в самый полдень заснула в своем доме. Вдруг какая-то сила перенесла ее на середину двора, где она опять увидела в воздухе икону Пресвятой Богородицы. От образа исходили такие огненные лучи, что девочка даже испугалась, что они сожгут ее. И опять раздался грозный голос. «Если ты не объявишь Моих слов и не возьмешь из земли Моей иконы, то будешь больна до самой смерти». Матрона до того испугалась, что без чувств повалилась на землю.
Когда она пришла в себя, то рассказала матери о чудесном своем перенесении во двор и об иконе в огненных лучах. На другой день они вместе отправились к городским воеводам, и девочка со слезами просила вынуть икону из земли в том дворе, который ей был указан в видении. Однако воеводы не приняли их слова всерьез, и Матрона с матерью отправились к архиепископу в полной надежде, что святитель выслушает их и непременно сделает нужное распоряжение. Но и здесь их слова остались без внимания.
Идти им было больше не к кому, и тогда они решили сами искать чудесно явившуюся икону. На погоревшем месте Данила Онучин стал расчищать место для новой постройки, и 8 июля 1579 г. Матрона с матерью пришли на пожарище, где уже собралось много народу. Многие приняли участие в поисках иконы и вскоре ископали много земли, но иконы нигде не было.
Начала копать и Матрона, и там, где прежде была печь, на глубине около полутора метров обрела образ Богоматери Одигитрии (Путеводительницы) с Предвечным Младенцем на руках. Икона была завернута в ветхий суконный рукав, но сияла таким лучезарным светом, будто только недавно была написана. Радости православных людей не было предела. Они преклонили перед иконой колена, лобызали ее и наперебой стремились прикоснуться к ней, чтобы получить чудодейственную благодать.
О находке дали знать архиепископу Казанскому и воеводам, и по благословению архиепископа вскоре зазвонили в колокола. Когда священник увидел новоявленный образ, то сильно удивился, потому что до той поры никогда не видел икон такого чудного письма. Он упал на колени и с умилением просил прощения за свое неверие, а также и воеводы просили себе помилование.
Вскоре по милосердию Божиему от святой иконы начали совершаться чудеса. Прежде всего милость Господню получил один нищий, который три года был слеп, ничего не видел, а потом чудесным образом прозрел. Когда обретенный образ Пресвятой Богородицы внесли в казанскую Благовещенскую церковь, зрение было даровано и некоему Никите, который до того времени тоже ничего не видел.
Весть о явлении Казанской иконы Божией Матери вскоре разнеслась далеко за пределы города, и прежде всего эту весть поспешили сообщить царю Ивану Грозному. С чудотворной иконы был снят список, который как драгоценное сокровище был послан в Москву — вместе с описанием явления чудотворного образа и бывших от него чудес. Список с Казанской иконы Божией Матери произвел глубочайшее впечатление на царя и сыновей его: «Царь и дети его дивишися зело, яко таковые иконы начертанием нигде не видеша».
Иван Грозный повелел немедленно воздвигнуть на месте обретения чудотворной иконы церковь в честь Богоматери Одигитрии и устроить женский монастырь. Впоследствии царь Федор Иоаннович повелел украсить икону золотом и драгоценными камнями. Но со временем след списка с Казанской иконы Божией Матери, присланного в Москву царю Ивану Грозному, был утерян. На Казанской иконе Сын Божий представлен с благословляющей десницей. Глаза Богомладенца, живые человеческие глаза, смотрят выше земного; в детском их выражении виден разум взрослого человека, в детской нежности — сила Божественная, и весь лик Его исполнен неземной красоты. Пресвятая Богородица преклонила голову к Сыну Своему, и в лице Ее столько все объемлющей любви, что трудно представить себе что-либо выше этого изображения, превосходящего всякое человеческое искусство. В светлых очах Царицы Небесной отражается задумчивость, но не суетная, а тихая материнская задумчивость и бесконечное милосердие.
Казанский священник Гермоген, который принял икону и на своих руках нес ее до Благовещенской церкви, впоследствии стал Патриархом Московским и всея Руси. Как очевидец, он оставил описание явления Казанского образа Божией Матери и некоторых чудес, бывших при нем в Казани: «Одна мать принесла слепого ребенка к чудотворному образу и со слезами молила Небесную Заступницу о его прозрении. Вместе с матерью молился и весь народ. И вдруг дитя стало хватать свою мать за лицо и разглядывать его. Архиепископ, который все это время стоял на своем месте и наблюдал за происходящим, велел принести красное яблоко и показать его ребенку. И тот тут же потянулся к нему своими ручонками..».
Национальной святыней Казанская икона Божией Матери стала в начале XVII в., когда страшные бедствия обрушились на Русское государство, и оно осталось без царя. Воспользовавшись столь печальным состоянием России, поляки захватили Москву и предложили на православный престол своего королевича Владислава. Но тот не хотел переменять католической веры на православную, в Москву не являлся, и тогда патриарх Гермоген призвал русских людей к освобождению столицы от поляков и избранию православного русского царя.
В 1612 г. вместе с казанским ополчением в Москву прибыл новый список с чудотворного Казанского образа Пресвятой Богородицы, который находился в воинском стане князя Д. М. Пожарского. Перед каждым сражением русские воины молились у чудотворной иконы, призывая на помощь Царицу Небесную.
После окончательного освобождения Москвы от поляков князь Д. М. Пожарский поставил Казанскую икону Божией Матери сначала в церкви Введения, что на Лубянке, и украсил ее. По одной из версий, впоследствии в благодарность Божией Матери за то, что Она сохранила его в походах и сражениях, и на память потомкам князь на собственные деньги построил на углу Красной площади и Никольской улицы деревянный собор. А потом на руках принес с Лубянки чудотворный образ Царицы Небесной и поставил в новом храме. Однако в народе долгое время сохранялось предание, что Казанская икона Божией Матери находилась не в самом соборе, а посреди креста на колокольне. Якобы ее снимали оттуда и вносили в собор, но она снова появлялась на кресте.
Некто Савва Фомин, казанский посадский, проживавший в Москве, задумал совершить страшное преступление. Он призвал на помощь дьявола и обещал отдать ему свою душу. Но после совершения преступления Савва Фомин впал в тяжкую болезнь и стал раскаиваться в своем грехе. Уже приготовляясь к смерти, он во всем исповедался своему духовнику. После того явилась ему во сне Божия Матерь, ободрила его и обещала испросить для него у Бога прощение и исцеление. Для этого Она повелела Савве прибыть в Казанский собор в день праздника — 8 июля.
Слух об этом дошел до царя Михаила Федоровича, и он повелел принести больного к собору на ковре. Во время богослужения у больного начались страшные страдания, и он иступленным голосом начал кричать: «Помоги мне, Царица Небесная!». И вот явилась ему Божия Матерь и тихо сказала: «Исполни свое обещание, иди в монастырь, впредь не согрешай и будешь здоров!». А потом все православные люди, бывшие на литургии, вдруг услышали голос: «Савва, встань и войди в Мою церковь!».
И больной тотчас встал, вошел в Казанский собор и упал перед чудотворной иконой на колени. Весь народ с изумлением смотрел на свершившееся чудо. Савва Фомин тотчас отдал бедным людям все, что имел, и постригся в Чудов монастырь.
Во время пожара Москвы в 1812 г. и взрывов кремлевских стен Казанский собор пострадал сравнительно немного, но был полностью разграблен, как и другие храмы города. Чудотворный образ Казанской Божией Матери, который сначала не был вывезен из Москвы по распоряжению не поднимать святынь, чтобы избежать паники, укрыли в доме протоиерея Сергия. Осенью 1812 г., перед оставлением Москвы, в храме в присутствии М. И. Кутузова был отслужен молебен о спасении Отечества. По окончании молебна фельдмаршал взял чудотворный образ Пресвятой Богородицы на грудь под шинель, и так святую икону вывезли под Тарутино. Впоследствии Казанская икона Божией Матери вернулась в собор и оставалась в нем вплоть до сноса его в 1934 г.
Третий список Казанской иконы Царицы Небесной был привезен в 1708 г. в Санкт-Петербург по повелению императора Петра I. Сначала икона находилась в деревянной часовне на Петербургской стороне, а потом ее перенесли в церковь Рождества Богородицы, которая находилась на Невском проспекте. Здесь чудотворный образ оставался до 1811 г., а потом его перенесли в построенный Казанский собор.
А в Благовещенском соборе Казани в 1904 г. произошла кража: Казанскую икону Божией Матери вместе с двумя другими иконами, сосудами и кружками унесли из храма. Казанское «Общество трезвости» назначило 300 рублей премии тому, кто укажет местонахождение похищенной святыни. Вскоре похититель был пойман в Нижнем Новгороде: им оказался Варфоломей Чайкин — крестьянин 28 лет, имевший в совокупности 43 года каторги. Он был хорошо известен полиции как вор, специализировавшийся на церковных кражах. На следствии В. Чайкин сначала утверждал, что разрубил икону; потом он переменил свои показания и стал говорить, что сжег ее. Но суд ему не поверил, так как опытный преступник прекрасно знал о большой ценности похищенной им святыни.
Русский народ в пропаже чудотворного образа Заступницы Небесной увидел дурное предзнаменование, и недаром народная молва утверждала, что «Богородица уходит из земли Русской». В церковных же кругах было распространено мнение, что Варфоломей Чайкин украл Казанскую икону для продажи ее старообрядцам, может быть, даже по их заказу. Среди старообрядцев с давних пор бытовала легенда, что до тех пор, пока икона не будет в их руках, они не получат полной свободы для исповедания своей веры. В некотором смысле это их убеждение сбылось, так как в 1905 г. в России был издан указ о веротерпимости, и с этого времени права старообрядцев были восстановлены.
Октябрьская революция 1917 г., казалось бы, замела все дальнейшие следы чудотворного образа. Икона, находившаяся в Казанском соборе в Москве, после закрытия храма была передана в Богоявленский собор в Дорогомилове. Этот храм тоже был разрушен, и чудотворный образ Пресвятой Богородицы исчез.
Но след Казанской иконы Божией Матери, исчезнувшей в смутные времена революции и Гражданской войны, прервался не насовсем и версии на этот счет существуют самые различные. Будто бы след этот обнаружился в небольшом португальском городке Фатима, где рядом с католической церковью соседствует православный храм — довольно внушительное здание, над центральной частью которого красуется купол-луковка. Здание это принадлежит «Голубой дивизии» — католической организации, которая была создана после Второй мировой войны в США, чтобы препятствовать распространению коммунизма в мире. Свое здание в Фатиме «Голубая дивизия» построила в 1950-е гг., а православная церковь при нем (которая называется «Византийская») будто бы специально была предназначена для хранения Казанской иконы Божией Матери.
В начале 1920-х гг. новый список чудотворного Казанского образа Пресвятой Богородицы (до сих пор нигде не описанный) мельком всплыл в Советском Союзе, где его видел один английский скупщик-антиквар.
В 1928 г. эта икона была вывезена якобы поляком и якобы через Берлин – в Англию.
За 25 последующих лет сменились три владельца чудотворной святыни, но они, видимо, немного смыслили в иконописи, да и в ювелирном деле тоже, так как саму икону и оклад ее рассматривали только как выгодное капиталовложение. Один скупщик в начале 1950-х гг. купил ее за 12 000 фунтов стерлингов, но заплатил не наличными деньгами, а получил икону в результате каких-то весьма запутанных торговых сделок.
Четвертый скупщик-антиквар, тоже англичанин, предложил Казанский образ Божией Матери советскому правительству, но запросил такую сумму, что на этом дело и остановилось. Тогда он обратился в Сан-Франциско — в епархию Американской православной церкви. По просьбе епископа Иоанна (Шаховского), возглавлявшего в 1950-е гг. епархию, Н. Е. Андреев два раза рассматривал икону и даже смог ее сфотографировать — в красках и без ризы.
Владелец иконы настаивал, что она «тысячелетней давности, взята из Казанско го собора в Ленинграде, а камни оклада взяты из складов драгоценностей царя Соломона». На вопрос, как чудотворный образ попал в Англию, владелец решительно отказался назвать имя человека, который привез его. Но заявил, что «лишь чудотворная икона могла иметь такой богатый оклад». Тогда удалось только установить, что из-за темного лика в Англии стали называть икону «Черная Казанская Богородица».
Н. Е. Андреев указал владельцу, что риза имеет более полную выделку и что оклад, хотя и богатый, но многие камни имеют трещины; к тому же риза за время пребывания в Англии потеряла часть своих драгоценностей. Однако владелец ответил, что такого рода заявления делаются для того, чтобы снизить цену иконы. И никак не хотел понимать, что ценность ее не в окладе, а в изображении на простой деревянной доске.
После смерти владельца икону перевезли в Сан-Франциско, где епископ Иоанн объявил сбор денежных средств, чтобы Церковь могла купить ее. Но собранных денег не хватило, так как новый владелец запрашивал 500 000 долларов.
В начале 1970-х гг. образ Казанской Божией Матери был куплен Римско-католической церковью и около тридцати лет хранился в православном храме португальского города Фатима. По условию прежних владельцев, икона должна вернуться в Россию только после падения коммунистического режима. Но вместо этого, причем сравнительно недавно, из Португалии икона была переправлена в Ватикан...
Чудотворные списки Казанской иконы Пресвятой Богородицы были в Троице-Сергиевой лавре, Симоновом и Высокопетровском монастырях и во многих церквах. А список, бывший в казанском ополчении 1612 г., сейчас находится Богоявленском (Елоховском) соборе. Иконографически он соответствует времени своего написания — XVI в., но древним образцам отвечает несколько меньше.
Божия Матерь на нем как бы «Одигитрия», но не поясная, а ставшая оглавной; особенность этой иконы — прямое (фасное) положение Пресвятой Богородицы.
...В конце августа 2004 г., к празднику Успения Пресвятой Богородицы (28 августа), делегация Римско-католической церкви привезла в Россию список Казанской иконы Царицы Небесной, который в течение последних одиннадцати лет хранился в покоях римского папы Иоанна Павла II. Драгоценная святыня была спецрейсом доставлена из Ватикана, и возвращение ее не сопровождалось выдвижением каких-либо условий. Согласно выводам проведенной экспертизы, этот список был выполнен в XVIII в. «под оклад» и, судя по богато украшенной ризе, являлся достоянием зажиточной семьи.
Молитва Пресвятой Богородице
перед Ее иконой «Казанская»
О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и лювовию пред честною иконою Твоею припадающе, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, Милосердая Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, Церковь же Свою святую непоколебиму да соблюдет и от неверия, ересей и раскола да избавит. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави же и всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, болезней, бед и от внезапныя смерти; даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да еси, благодарне воспевающе величия и милости Твоя, являемыя над нами зде на земли, сподобимся и Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Фотографии Храма можно посмотреть у нас в ГАЛЕРЕЕ