Обитель Преподобного Саввы

    Саввино-Сторожевский Звенигородский    монастырь имеет славную и знаменательную  историю. Его  судьба  была  неразрывно и тесно связана с судьбой  русских  царей; звон его главного колокола по имени Благовестник, весом более двух тысяч пудов, был слышен, по свиде­тельству очевидцев, в самой Москве; о чудесах, которые происходили по молит­вам святому ее основателю, знала вся Россия.

 

     У истоков Саввино-Сторожевской обите­ли стоит один из ближайших учеников и верных сподвижников Игумена Земли Русской преподобного Сергия Радонежского -  прославленный Звенигород­ский чудотворец преподобный Савва Сторожевский. Будущий великий святой пришел на Маковец, в обитель преподобного Сергия совсем юным. Около 1345 г. он принял монашеский постриг и был наречен в честь подвижника преподобного Саввы Освященного. Можно предположить, что происходил он  из знатного рода, так как оставил в миру значительное имущество, поменял мягкие одежды на грубую монашескую власяницу.  Год за годом, десятилетие за десятилетием проходили в простом и монашеском делании - молитве, посте, телесным трудам. Его рукополагают в священники, назначают духовником обители. Преподобный Савва был окружен всеобщим уважением и почитанием за духовную опытность и рассудительность.

       В 1392 г. великий Игумен Русской земли отошел ко Господу, поручив обитель преподобному Никону, но тот вскоре ушел. в затвор. Тогда братия избирает настоятелем Троице-Сергиевой обители Савву.

       В 1396 г. князь Юрий ( сын Димитрия Донского) обнаружил на своих землях залежи  ценного строительного материала в том числе и белого камня. В Звенигороде был заложен собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Этот собор до сих пор считается самым древним из всех сохранившихся на Московской земле храмовых зданий. Собор расписывали опытные иконописцы при участии молодого монаха Андрея Рублева. В 1309 г. князь Юрий Димитриевич приглашает для устроения и духовного окормления Савву, он смиренно принимает это приглашение. В то время Звенигородское княжество было оплотом, форпостом Москвы при всех нашествиях врага  с запада. Город был укреплен военными сторожами, располагавшимися на холмах левого берега реки Москвы. На одном из таких холмов преподобный Савва основал новый монастырь, получивший со временем название Саввино-Сторожевский.

         Первый храм монастыря, построенных вокруг векового леса,  был посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы.  Строительство шло быстро. Вокруг первого храма возникали все новые и но­вые иноческие келлии. Звенигородская земля становилась рубежом не только во­енной, но и духовной обороны Москвы. Князь Юрий должен был отправиться на войну с камскими булгарами. Как некогда его отец, великий князь Димитрий Донской, приходил к преподобному Сергию, чтобы взять благословение на Куликов­скую битву, так ныне князь Юрий пришел к своему духовному отцу, преподобному Савве, чтобы взять благословение на этот военный поход.

      Он был утешен и обнадежен. Господь по­может тебе, - сказал ему преподоб­ный, - и врагов одолеешь, и, благодатью Божией, возвратишься невредим. Эти слова стали пророчеством: всего за три ме­сяца князь Юрий с дружиной совершил дальний поход, взяв многие города непри­ятеля, и с большой добычей возвратился до­мой. И первым долгом его было — прийти с благодарственным поклоном в обитель сво­его духовника, друга и молитвенника.  Преподобный Савва, спасаясь от рас­тущей людской славы и ища монашеского уединения, выкопал себе пещеру в версте от монастыря, в овраге речки Разводни, и когда только мог, уходил туда молиться.

     Праведная кончина Саввы при­шлась на 3 декабря 1406 года; ему было тогда около восьмидесяти лет, из них шесть­десят лет он прожил в монашеском подвиге.

 

                                               Прославление

 

      Добрую славу у верующих православных людей преподобный Савва снискал еще при жизни. После смерти же Сам Господь прославил Своего угодника. Вот как была написана первая икона преподобного Сав­вы Сторожевского.

     Около 1430 года обителью управлял чет­вертый по счету игумен, отец Дионисий, мастер иконописного дела. Однажды но­чью, когда игумен отдыхал после трудов и молитвенного правила, ему явился во сне благообразный седой старец и сказал: «Дионисий, встань и напиши мой образ». Дионисий, никогда при жизни не видевший преподобного Савву, спросил: «Отче, кто же ты и как твое имя?» Старец ответил: «Я — Савва, начальник этого места».

     Проснувшись, Дионисий призвал к себе одного из старых монахов, по имени Авва­кум, и спросил, каков был видом преподоб­ный Савва. После рассказа Аввакума он окончательно убедился в том, что его посе­тил сам основатель обители. Вскоре икона была написана и стояла над дубовым гробом, в котором находились мощи преподобного.

     Это было, видимо, первое чудо препо­добного Саввы, произошедшее после его кончины. Таких чудес в последующее вре­мя было немало. Это и судьба основанной преподобным обители, даже после заката удельного княжества, связанного со смертью в 1434 году Юрия Димитриевича -  духовная жизнь Саввино-Сторожевского монастыря раз­вивалась по духовным, а не материальным законам. Умалялся город, но рос монас­тырь, ведь основой его развития был молитвенный подвиг братии и предстояние на Небесах пред Богом преподобного Саввы. Поэтому даже в годы жестоких княжеских междоусобиц обитель развивалась и крепла. Удивительно то, что порой даже враждующие княжеские се­мьи одинаково заботились о монастыре на Сторожах, на­деляя его землями, строя новые здания, делая богатые вклады.

     Великий русский государь Иоанн III, при котором Россия вошла в число значительных европейских государств, а ее террито­рия выросла в пять раз, прекрасно понимал значение Звенигорода как военного и ду­ховного форпоста. Он даже сам управлял этим городом и был верховным судьей по монастырским делам Саввино-Сторожевской обители. Почитание преподобного Саввы и его монастыря росло год от года; нередко происходили исцеления у гроба преподобного; он являлся людям, находив­шимся в особо тяжелых жизненных обстоя­тельствах.  Неоднократно засвидетельствованная святость преподобного Саввы была оконча­тельно оформлена на Первом Макарьевском соборе 1547 года, когда преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский, был кано­низирован Церковью как общерусский святой. На этом же соборе были причислены к лику святых великие русские люди — Алек­сандр Невский, Никон Радонежский, Павел Обнорский, Зосима и Савватий Соловецкие.

      После прославления поток богомольцев и благодетелей хлынул в Саввино-Сторожевский монастырь с новой силой. Знат­ные люди — Ртищевы, Болотниковы, Кар­повы — почитали за честь быть богомоль­цами Сторожевской обители. А в самом монастыре к Рождественскому собору бы пристроен придел, освященный в честь преподобного Саввы Сторожевского.

      В XVI веке территория обители была уве­личена, появлялись новые постройки. Царь Иоанн Грозный, отличавшийся в начале сво­его правления истовым благочестием, приез­жал в монастырь вместе со своей любимой супругой Анастасией. В то время в обители было около восьмидесяти монахов; некото­рые из них имели духовную переписку с са­мим митрополитом Московским...

 

                                         Век смуты и славы

 

      Смутное время начала семнадцатого столе­тия не могло обойти Звенигород и Саввин монастырь стороной, ведь он стоял на большой дороге, по которой веками спеши­ли к Москве с Запада толпы «цивилизован­ных" захватчиков.  На этот раз нашествия иноплеменных а междоусобные брани затянулись. Не ус­пели разгромить первого самозванца, как появился второй, известный под именем «тушинского вора». И опять шли на Москву полки поляков и литовцев, со­провождаемые толпами мятежных запо­рожцев, донцов, черкесов. И опять лилась кровь, горели русские города.

     Но всему бывает конец. Кончилась и Смута, когда сам народ встал на защиту своего отечества, руководимый лучшими людьми - Патриархом Ермогеном, князем Димитрием Пожарским, нижегородским старостой Козьмой Мининым. А с февраля 1613 года Россия обрела нового царя, из­бранного Собором всей земли, - молодого Михаила Феодоровича Романова...

  Настало время залечивать раны. Восста­навливался и заново строился и Саввино-Сторожевский монастырь, разграбленный и выжженный захватчиками. Разорение преодолевалось с трудом: не хватало лю­дей, повыбитых войнами, земли не обраба­тывались и быстро зарастали. Достаточно сказать, что в Звенигородском уезде по­росло лесом более 90 процентов пашен. Точно так же, в десять раз, сократилось и население уезда.

     Только с конца 20-х годов XVII века на­чалось некоторое оживление. И лишь к се­редине столетия Россия пришла в себя и залечила раны Смутного времени. В сере­дине XVII века начинается небывалый рас­цвет Саввино-Сторожевского монастыря.  Это было связано с воцарением на пре­столе второго царя из династии Романо­вых - Алексея Михайловича. Детские годы царевича Алексея прошли под надзо­ром «дядьки», боярина Бориса Морозова, имевшего большой загородный двор сов­сем недалеко от Сторожевского монасты­ря. Очень часто Морозов и царевич ездили на богомолье в эту обитель; Алексей Ми­хайловича с юных лет глубоко чтил препо­добного Савву, любил его монастырь. Все­го через несколько месяцев после своего венчания на царство, в декабре 1645 года, Алексей Михайлович снова едет на бого­молье к Савве Сторожевскому, уже как Государь всея Руси. А в следующем году Московский печатный двор издает Жития самых любимых русских святых — Сергия и Никона Радонежских и Саввы  Сторо­жевского. С того времени поток царских благодея­ний монастырю не иссякает: он же со всем семейством бывает на богомолье у препо­добного Саввы по несколько раз в год, а иногда, как настоящий паломник, идет не­сколько десятков верст пешком.

      В 1649 году начинается обновление Сторожевского монастыря: дружина цар­ских иконописцев расписывает Собор Рождества Пресвятой Богородицы. До это­го они расписывали Успенский собор Мос­ковского Кремля. В течение этого года царь передает в обитель два ценных вклада -серебряную золоченую водосвятную чашу и Евангелие, украшенное чеканкой, фи­нифтью и драгоценными камнями. А спустя время Алексей Михайлович пожертвовал в монастырь одну из самых дорогих своих реликвий — Псалтирь, по которой он маль­чиком учился читать. Был отлит и самый большой колокол — Благовестник, весом чуть ли не в полторы тысячи пудов.

Все эти дары и вклады были подготов­кой к главному событию• - обретению 19 января 1652 года святых мощей препо­добного Саввы. Торжества собрали в оби­тель сотни самых знатных людей государ­ства во главе с царской семьей, Патриархом Иосифом, Новгородским митрополитом Никоном, будущим русским патриархом. Обитель сверкала новыми храмами, стенами, башнями — строительство ве­лось поистине на государственном уров­не. Органичной частью всего архитектур­ного комплекса стали Царский дворец и Царицыны палаты.

      В последующие годы 19 января царь всегда старается быть в Саввино-Сторо-жевском монастыре, по возможности  -вместе со Святейшим Патриархом Никоном. В 1656 году Россию посетил Антиохийский Патриарх Макарий, и Алексей Михайлович пригласил его в свою любимую обитель на праздник обретения мощей преподоб­ного Саввы. Монастырь, являвшийся фак­тически загородной царской резиденцией, поразил иностранцев своим царствен­ным великолепием. После смерти Алексея Михайловича его сын, царь Феодор Алексеевич, также не за­бывал монастыря на Сторожах, заботясь о его благолепии, оделяя его богатыми вкла­дами. Но брезжил рассвет новой эпохи — эпохи петровских реформ, и судьба Саввино-Сторожевского монастыря, вместе с судьбой всей Русской Православной Церк­ви, должна была круто измениться.

 

                              Времена императоров

 

     Отношение Петра к монашеству и монасты­рям известно. Радея о материальной пользе государства, Петр не хотел принимать в расчет пользы духовной и нравственной. Поэтому, начав строить в Воронеже флот, он и монастыри обязал в этом участвовать. Саввино-Сторожевский монастырь тоже вошел в «галеркумпанство» и стал собирать деньги на строительство галеры. Отнимая у Церкви ее имения, государство почти ничего не давало взамен. Результат не замедлил сказаться. Вот отрывок из челобит­ной царю Петру архимандрита Сильвестра, настоятеля Сторожевского монастыря: ...Мы нищетою стеснены, гладом истаеваем, и сама обитель святая от многая кровельныя течи с нами непрестанно плачет, ви­дя свое разорение; понеже строение ея об­ветшало, кровля и своды разваляются, а построить нам не на что...

      После смерти Петра положение Церкви в государстве принципиально не менялось. Очень плохо было при Анне Иоанновне, легче стало при Елизавете Петровне. Тем не менее к середине столетия здания Сто­рожевского монастыря так обветшали (а денег из казны категорически нельзя бы­ло получить), что монастырское начальство попыталось спасти положение, возложив дополнительные налоги на своих крестьян. В ответ вспыхнули бунты, продолжавши­еся более половины 1 760 года.

      Восстановительные работы в Саввино-Сторожевском монастыре начались лишь в царствование Екатерины II, которая, кстати, дважды посещала обитель. Впро­чем, это никак не помешало ей в 1764 го­ду отобрать все земельные владения монастыря в государственную казну. По штатному расписанию обитель стано­вилась первоклассной, с разрешенным количеством монахов 33 человека. К кон­цу столетия духовное лицо сделалось в российском обществе настолько «под­лым», что всякий священнослужитель был презираем «образованным» дворянским сословием. По словам одного писателя, ругнуть попа считалось признаком хо­рошего тона и свободного от суеверий образования.

 

                                  XIX век

 

      Война 1812 года изменила многие ценнос­ти в общественном сознании, а точнее, возродила вновь традиционные ценности русского человека. Все лучшие национальные силы объединялись в одном уси­лии, одном порыве на основе православ­ной веры и любви к отечеству. И право­славный священник, пастырь, вновь занял подобающее ему место в русском общест­ве, благословляя идущих на бой с врагом, молясь за христолюбивое воинство и за всех страждущих и труждающихся. Саввино-Сторожевский монастырь, как и при любом нашествии с Запада, снова оказался в самом эпицентре событий. В конце августа 1812 года в обители разместился штаб 4-го корпуса французской ар­мии и его командир — вице-король Италии Евгений Богарне. С этим человеком про­изошло событие, которое можно считать одним из самых удивительных чудес хозяи­на обители преподобного Саввы Сторожевского. Вот как рассказывал об этом спустя годы сын Евгения Богарне герцог Максимилиан Лихтенбергский:

      Было уже около десяти часов вечера. Отец мой, утомленный от большого перехода верхом, отправился в особую комнату, где ему приготовили кровать, на которую он, не раздеваясь, лег и скоро заснул сном праведника. Здесь он не мо­жет припомнить, во сне или наяву, но он видит, что отворяется дверь, в его ком­нату входит тихими шагами человек в черной длинной одежде, подходит к нему так близко, что он мог при лунном свете разглядеть черты лица его. Около мину­ты стоял он, как бы рассматривая прин­ца, наконец тихим голосом сказал: «Не ве­ли войску своему расхищать монастырь и особенно уносить что-нибудь из церк­ви. Если ты исполнишь мою просьбу, то Бог тебя помилует, и ты возвратишься в свое отечество целым и невредимым».       Сказав это, старец тихо вышел из ком­наты.

Принц, проснувшись на рассвете, сей­час же вспомнил это видение... Принц по­шел посмотреть церковь, у входа кото­рой стояли часовые. Войдя в храм, он уви­дел гробницу и образ, который поразил его сходством с человеком, представив­шимся ему ночью. На вопрос его, чей это портрет, один из бывших тут монахов отвечал, что это образ святого Саввы, основателя монастыря, которого тело лежит в этой гробнице. Услышав это, принц с благоговением поклонился мощам святого и записал его имя в своей памятной книжке... Принц Евгений исполнил просьбу пре­подобного Саввы, а преподобный сдержал свое слово: принц вернулся домой целым и невредимым, хотя участвовал во множест­ве сражений. Мало того, даже после паде­ния Наполеона он остался любим и уважа­ем французами, тогда как другие маршалы императора погибли все. Умирая, принц Евгений рассказал о чуде преподобного Саввы своему сыну и завещал своей семье всегда чтить этого великого святого.

      В этой необычной истории удивительно все. И то, что православный святой явился иноверцу, волею обстоятельств врагу Рос­сии; и то, что принц Евгений оказался столь чутким и честным человеком, что сразу поверил слову святого; и то, что весь род Богарне с тех пор почитал преподобного Савву как своего покровителя.

     До 15 октября Звенигородский уезд был под властью французов. Ясно, что нашест­вие, как и всякое нашествие, сопровожда­лось грабежами и бессмысленным уничто­жением ценных исторических реликвий: обдиралось серебро с напрестольных Еван­гелий, расхищалась церковная богослужеб­ная утварь, иконы, портреты царей; была разломана и сожжена кровать Алексея Ми­хайловича. Но храм Рождества Богородицы, в котором покоились мощи преподобного Саввы, оказался, стараниями Евгения Бо­гарне, практически не тронут. Не один год пришлось восстанавливать монастырь после нашествия наполеонов­ских войск. Еще в 1820 году император Александр I подписал распоряжение о вы­даче обители пособия в 6000 рублей.

       В 1839 году стало известно о чуде, про­изошедшем с принцем Евгением: о нем рас­сказал его сын, герцог Лихтенбергский, приехавший в Россию и поклонившийся мощам преподобного Саввы. В монастырь приезжали на богомолье царствующие особы - император Николай I, будущий Александр II, тогда великий князь.

       В 1840-е годы происходило немало чу­дес и исцелений на святом источнике, по преданию - вырытом самим преподобным. Все это приносило новую славу обители, привлекало в нее новые тысячи молящихся, страждущих, недужных.  В июле 1847 года было совершено тор­жественное перенесение мощей препо­добного - они были положены в заново отделанную серебром раку. Торжества проходили под предстоятельством святите­ля Филарета, митрополита Московского, который всю свою жизнь очень чтил пре­подобного Савву и его монастырь. Конец XIX века ознаменовался торжест­венным юбилеем: в 1898 году празднова­лась 500-я годовщина со времени основания Саввино-Сторожевской обители. Праздник проходил при большом стечении верующего православного народа, участво­вали в торжествах многие знатные, духов­ные и светские, лица того времени.

       В нача­ле XX столетия Саввино-Сторожевский монастырь переживал время нового рас­цвета. Давно забыты были «штаты» времен Екатерины; личное благочестие последних российских царей создавало необходимые условия для нормальной жизни Церкви. В Сторожевской обители было около ста насельников; монастырь имел две гостини­цы, немалое хозяйство, 400 десятин земли. Был странноприимный дом, богадельня, больница. В библиотеке хранились редчай­шие печатные и рукописные книги XVII и даже XVI веков.

 

                    Крестный путь

 

       Одним из самых страшных и богохульных действий новой безбожной власти было так называемое вскрытие мощей. Эта ак­ция, направленная на подрыв самых основ народной веры, не миновала и обитель пре­подобного Саввы. 17 марта 1919 года в Звенигороде собрался «съезд рабочих и крестьянских депутатов», постановивший вскрыть мощи преподобного Саввы. Депу­таты тут же отправились пешком в монас­тырь, чтобы исполнить свое решение. Ког­да после службы раку вскрыли, мощи пре­подобного открылись в виде черепа и 32 косточек. При этом безбожники-активисты вели себя самым оскорбительным образом. Один из прихожан монастыря, крестья­нин с Верхнего Посада, вспоминал: Я видел косточки в очень плохом виде, они лежа­ли в большом, беспорядке, все собранные и смешанные в кучу. Мне было крайне тяжело на это смотреть, и я все время плакал... Было очень тяжело. Поглядишь и горько поплачешь...

      В том же 1919 году монастырь был за­крыт. Вскоре в нем разместился лагерь для малолетних. Потом «малолеток» вывезли и заселили монастырские помещения взрос­лыми «преступниками». Еще через несколь­ко месяцев вывезли и их, а в монастырских стенах устроили санаторий. Однако и санаторий «для отдыха трудя­щихся» просуществовал на этом месте не­долго: помещения под колонии и тюрьмы нужны были все же значительно больше.

     В 1922 году был открыт и музей. Он мог бы сохранить немало церковных ценнос­тей, если бы не новая «генеральная линия»: в конце 20-х годов начинается по всей стране «утилизация», то есть уничтожение церковного имущества, переплавка окла­дов икон и утвари.

    Отечественная война стала новым эта­пом крестного пути Русской Православ­ной Церкви в XX веке. И одновременно - свидетельством бесчисленных Божиих чудес. В конце октября 1941 года на Зве­нигород уже падали немецкие снаряды. На линию фронта выносили Киевскую икону Божией Матери из Успенского со­бора на Городке. На обитель преподобно­го Саввы не упало ни одного вражеского снаряда, и Звенигород так и не был взят гитлеровцами, хотя фашисты уже и напе­чатали листовки о том, что Звенигород за­нят немецкими войсками.

      После войны, на протяжении четырех десятилетий, хозяевами обители были во­енные: в стенах монастыря располагался санаторий этого ведомства. Параллельно существовал и музей, но его место теперь было еще более скромным, чем раньше: за эти годы он лишился своих главных экспонатов.

      Но уже с шестидесятых годов началась та невидимая духовная рабо­та, то постепенное и кропотливое собира­ние, без которого невозможно бы было нынешнее возрождение. Над восстанов­лением внешнего облика обители труди­лись долгие годы множество реставрато­ров-иконописцев, резчиков, плотников. Музейные работники по крупицам соби­рали в разных российских архивах мате­риалы о Саввино-Сторожевском монасты­ре и его основателе. А тем временем менялись исторические эпохи. С конца восьмидесятых годов Русская Православная Церковь начала возвращать себе подобающее ей место в общенацио­нальной жизни.

     30 июля 1990 года, в день памяти преподобного Саввы, в Рождест­венском соборе было совершено пер­вое - после стольких десятилетий! - бо­гослужение.

  С 1997 года в Саввино-Сторожевском монастыре возобновилась монашеская жизнь. А спустя год, в 1998-м, торжествено праздновали 600-летий юбилей мо­настыря. Торжества начались 22 августа в Троицком соборе Московского Данило­ва монастыря, где с 1985 года покоились святые мощи преподобного Саввы Сторожевского. После Божественной литур­гии и молебна мощи были изнесены из Троцкого собора и после прощания с ни­ми верующих отправились туда, где от­ныне им полагалось находиться,  - в Сторожевскую обитель. Надо ли говорить, каким трогательным было возвращение преподобного Саввы Сторожевского на Звенигородскую землю! Богослужения, возглавляемые Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием, про­должались несколько дней.

      Славная в веках Саввино-Сторожевская обитель непрестанно хорошеет и расцветает труда­ми иноческой братии и всех благочестивых прихожан и паломников. Преподобный Савва снова любовно и милостивно прини­мает каждого, кто приходит к нему со свои­ми скорбями, нуждами, радостями.

Главным храмом монастыря, как и преж­де, является Собор Рождества Пресвятой Богородицы с приделом преподобного Саввы Сторожевского. Над Святыми воро­тами (парадным въездом в монастырь) рас­положен храм Пресвятой Троицы, рядом -Преображенский храм. В среднем ярусе звонницы — церковь преподобного Сергия Радонежского. Над восточными воротами в 1883 году был построен храм во преподоб­ного Алексия, человека Божия. Но цент­ром, организующим духовное и материаль­ное пространство монастыря, остается Преображенский собор.

                                     

                               Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь

                                              Адрес: Московская область, г. Звенигород, ул. Городок, 5

                                              Проезд: Электропоездом с Белорусского вокзала Москвы, а также автобусом № 452 от станции Кунцево  до города Звенигород, 

                                               далее - автобусом № 23 или № 51.

 

Фотографии  Монастыря можно посмотреть у нас в ГАЛЕРЕЕ

 


Яндекс.Метрика