Воскресенский Новоиерусалимский ставропигиальный мужской монастырь

    Воскресенский Новоиерусалимский мо­настырь, расположенный примерно в пятидесяти километрах к западу от Москвы связан с именем одного из самых выдающихся людей всей тысячелетней истории Русской Православной Церкви - Святейшего Патриарха Никона (1605—1681).

Историк В.О. Ключевский писал, что В XVII веке не было в России личности более великой, чем Патриарх Никон, — как по тем деяниям, которые он успел совершить, так и по масштабу замыслов, которые он вына­шивал в своем сердце.

       Мысль о создании Новоиерусалимского монастыря рождался у Патриарха Никона постепенно. Сам по себе этот замысел был грандиозен: Никон хотел создать в России место, которое являлось бы изображением, своего рода пространственной иконой свя­тых мест Палестины, где совершился Крест­ный Подвиг Спасителя.

       В 1656 г. близ старой Волоколамской дороги, на берегу реки Истры, Никон приобрел село  Воскресенское. Патриарх давно полюбил его за живописность и умиротворяющий дух. Расчистили лес, выровняли склоны холмов и заложили обитель, будущий «остров православия», где планировалось воспроизвести в миниатюре все главные святыни палестины. Похожи на свои исторические первообразы горы Фавор и Ермон, удивительно напоминает Иордан и по ширине, и по виду своих берегов река Истра. Ручей, с трех сторон огибающий монастырь, был назван пото­ком Кедрским или Кедроном; село Микулино, расположенное в версте к северу от обители, получило название села Скудельничего. Березовая роща, раскинувшаяся к западу, стала Гефсиманским садом.

       Главный соборный храм монастыря был посвящен Воскресению Христову и устро­ен по образцу Иерусалимского храма. Под главным куполом храма  место Гроба Гос­подня, над которым построена Кувуклия, внутри которой помещалась Плащаница, заменяющая сам Гроб. Итак, Патриарх Никон как бы переносил всю Святую Землю, которая уже долгие ве­ка находилась под властью сначала ара­бов, а потом османских турок, в Россию, ставшую к середине XVII века самой могу­щественной и влиятельной православной державой. Сила России требовала соот­ветствующей славы. Уже век или даже больше в сознании русских православных людей жила идея-формула: «Москва — Третий Рим, а четвертому не бывать». Эта идея касалась прежде всего государствен­ного, политического значения России. Но рядом с ней формировалась и другая, более высокая мысль: «Москва — Второй Иерусалим». И здесь речь шла уже о духов­ном православно-церковном расцвете русского общества, о том, что Святая Русь должна стать и уже становится преемни­цей Святой Земли.

    В центре обители вскоре выросла временная деревянная церковь Воскресения Христова. Затем чуть в стороне от монастыря была возведена каменная келлия для Патриарха, построенная по об­разцу афонских монашеских келлий. Это маленькое четырехэтажное здание единственное, сохранившееся в монасты­ре со времени его создания и вообще одно из немногих дошедших до нас жилых строений того времени. На первом этаже его располагаются четыре комнаты, на втором  - трапезная Патриарха; третий этаж — жилая келлия с небольшим храмом и приемная. Четвертый ярус  - плоская крыша, огороженная перилами, на ко­торой — отдельно стоящая спальня с каменным ложем и маленький храм во имя первоверховных Апостолов Петра и Павла с колокольней.

1 сентября 1658 года на месте деревянной церкви началось возведение неслыханного и невиданного собора – иерусалимского храма Гроба Господня. Чтобы как можно точнее воспроизвести последний, при строительстве ориентировались на его кипарисовую модель, которую в 1649 г. прислал Никону иерусалимский патриарх Паисий. Использовалось и подробное описание оригинала с указанием всех размеров, выполненное специально посылавшимся в Иерусалим иеромонахом Арсением (Сухановым). Вместе с тем зодчие отошли от слепого копирования образца: Воскресенскому собору придали облик, отвечающий прежде всего представлению русского человека о храме и самой Святой земле.

Итак, великое строительство начинал опальный Патриарх, человек, со всех сторон теснимый недоброжелателями. Зато строительство это шло не только под его личным руководством, но и при самом прямом участии. Патриарх вместе с другими трудниками носил кирпичи на строительстве, копал пруды и запускал в них рыбу, строил мельницы, выкорчевы­вал деревья, осушал болота, сажал ого­роды, косил сено. И это притом что на те­ле его всегда были железные вериги, до сих пор хранящиеся в музее Нового Иерусалима.

      Восемь лет, отпущенные Святейшему Патриарху на строительство Нового Иеру­салима, не прошли даром. К 1666 году грандиозное здание Воскресенского собо­ра было доведено до сводов, и его внешний вид почти определился. Были намечены и другие «святые места» в окрестностях.   В декабре 1666 г., когда в судьбе Никона произошли роковые перемены (его сослали в Ферапонтов  монастырь), все работы в Новом Иерусалиме прекратили на долгие тринадцать лет.

      В 1679 году молодой царь Феодор Алек­сеевич издает указ о возобновлении строительства. В то же время он пишет грамоту ссыльному "иноку  Никону" , в которой просит прощения от отца, несправедливо осудившего  Святейшего Патриарха. С 1679 по 1685 г. возвели монументальный центральный купол и каменный шатер ротонды, украсили интерьеры,  достроили подземную церковь Святых Константина и Елены в честь обретения Креста Господня, во время сооружения которой чудесно открылся источник чистейшей вод, названный Животворным.

     В январе 1685 г. храм осветили. Действительно, он получился изумительный. Размерами и общей схемой расположения он был очень близок к палестинскому образцу. Здесь воссоздали Голгофскую церковь, часовню Гроба Господня (Кувуклию), приделы, связанные  со Страстями Христовыми (около 30 приделов) и др.

     Снаружи и изнутри храм отделали  богатейшими полихромными израсцами. Они образовывали карнизы, пояса, обрамления окон, порталы и целые иконостасы. На горнем месте устроили престолы для пяти вселенских патриархов, а с внутренней стороны высокого иконостаса – семиярусные хоры. Особенно величественно выглядела ротонда над Кувуклией. Но в 1723 году рухнул ша­тер над ротондой святого Гроба, еще че­рез три года храм сгорел. Его заново от­строили по указу Елизаветы Петровны в 1749—1756 годах. Проект разработал В. Растрелли (в характерном для того времени стиле барокко), руководил строительством архитектор К. Бланк. В 1758 г. Воскресенский собор обрел новое, изумительное по красоте завершение – легкий, воздушный, пронизанный множеством окон шатер, увенчанный яркой золотой главой. Попутно храм отремонтировали и слегка переоформили в традициях уже нового 18 столетия. Восточный фасад украсили барочным фронтоном, пустили по бирюзовому фону стен рокайльную лепнину. Великий князь Александр Николаевич (будущий Александр II) облицевал мрамором стены Кувуклии. В 1860 г. в ее стену встроили частицу иерусалимского Гроба Господня. « Храм отличался великолепной акустикой и одновременные службы в разных приделах не мешали друг другу, звуки молений не заглушались и не сливались». Еще раньше, на рубеже XVII - XVIII ве­ков, по указу Петра деревянные монас­тырские стены были заменены каменны­ми с надвратным храмом в честь Входа Господня  в Иерусалим.

   Трагические события  XX века не обошли монастырь сторо­ной. Он был закрыт в 1919 году, в 1920 на его базе был создан Художественно-исто­рический музей. Основную его коллекцию составили национализиро­ванные ценности монастырской ризницы. Великая Отечественная война также не по­щадила монастырь. В декабре 1941 года отступавшие немцы взорвали Воскресен­ский собор, колокольню, а также другие постройки обители. В огне пожара погибли храмовые иконы. Разрушение Новоиерусалимского храма фигурировало в обвинительном заключении Нюрнбергского процесса как одно из вопиющих преступлений против культуры.

После войны в Новом Иерусалиме нача­лись восстановительные работы, продолжавшиеся долгие годы. В целом обитель была восстановлена еще в советское вре­мя. В 1994 году Воскресенский Новоиеру­салимский монастырь был возвращен Церкви, с 1995 года начались богослуже­ния в Воскресенском соборе. В 1997 году Святейший Патриарх Алексий освятил чи­ном великого освящения трапезный зимний храм в честь Рождества Христова, а в 1999-м — придел в честь Успения Пресвя­той Богородицы.

     Новый Иеруса­лим – был и остается свидетелем величия наших предков, масштабности их духовных и государст­венных идей, горения их сердец православ­ной верой.

     Новый Иерусалим имеет немало чтимых святынь: мощи святой мученицы Татианы, икону «Троеручица», святой источник, вода из которого поступает в Гефсиманский сад. Но не менее чтима и гробница Святейшего Патриарха Никона в Иоанно-Предтеченском приделе Воскресенского собора. Каждый вторник перед ней совершаются панихиды.

 

                                      Адрес: Московская область, г. Истра, ул. Советская, дом 2.

 

                                      Проезд: электропоездом с Рижского вокзала Москвы до станции Истра (58 км). Далее на маршрутном такси или автобусе до ост. "Музей".

 

Фотографии Монастыря можно посмотреть у нас в ГАЛЕРЕЕ


Яндекс.Метрика