Бородинский Спас

   Известно всякому верующе­му человеку, что монашство — это духовное воинство. Но этот монастырь особый: в его истории духовные подвиги органично и просто соединились с воинскими и ратными подвигами, а проявления высшего мужества неотделимы от высших проявлений женст­венности. Ведь высшее мужество и выс­шая женственность соединяются, как в огненной точке, — в жертве. В жертве за друга, за ближния, за искренних своя.

                    Бородинская битва

 

    В конце XVIII века в Москве выделялась своим благочестием семья потомственных дворян Нарышкиных. Из этого славного боярского рода вышла когда-то мать Пет­ра I царица Наталья Кирилловна.

В семье Михаила Петровича и Варвары Алексеевны    Нарышкиных   было   трое сыновей и четыре дочери. Старшая, ро­дившаяся 2 января 1781 года и названная при крещении Маргаритой, была призва­на, чтобы послужить своей родине и со­гражданам - послужить своей праведной жизнью и терпеливым несением выпавших на ее долю скорбей.

     С раннего детства Маргарита отличалась серьезностью, любознательностью, тягой к учению. Помимо обычных для светской де­вушки навыков -  знания языков, рисова­ния, игры на фортепьяно -  она серьезно интересовалась медициной, ботаникой, анатомией, изучала логику и географию. Будучи старшим ребенком в семье, она тем не менее была всеобщей любимицей.

    Шестнадцати лет ее выдали замуж, но первый брак был несчастлив. Измены му­жа, которому важнее были светские удо­вольствия, разрушили семью. Их брак расторгли в 1802 году, а в 1806-м Марга­рита Михайловна вышла замуж за Алек­сандра Алексеевича Тучкова, молодого, но уже прославленного полковника рус­ской армии. После свадьбы Тучков подал рапорт об отставке, желая посвятить себя семейной жизни, но государь Александр I его от­ставки не принял: назревала война с напо­леоновской Францией и хорошие воины были на особом счету. В этом еще не было ничего удивительного. Удивительным был следующий шаг, который сделала Марга­рита Михайловна: она добилась монарше­го разрешения сопровождать своего мужа в военном походе 1807 года. В тыловых ча­стях Ревельского пехотного полка она при­нимала участие в сражениях: в 1808 году, перед началом русско-шведской кампа­нии, Тучкова снова попросила у государя разрешения находиться при муже.

    Сила ее характера, стойкость, терпе­ние проявились в полной мере в жестоких условиях войны, когда приходилось разделять с остальными все тяготы походной жизни. Нередко жена сопро­вождала мужа верхом на коне, для чего приходилось переодеваться в платье ден­щика. При этом, будучи сострадательной и милостивой к людям, она старалась по­мочь каждому, кто в этом нуждался: забо­тилась о раненых, раздавала деньги и хлеб беднякам, молилась о воинах. И при этом имела веселый и живой нрав. Солда­ты искренне любили ее и называли своим ангелом-хранителем.

     В 1811 году у Тучковых родился перве­нец, которого назвали Николаем, Николенькой. Александр Алексеевич в это время был командиром бригады в знаменитой пехот­ной дивизии генерала П.П. Коновницина; за храбрость ему присвоили чин гене­рал-майора. И все же его влекла тихая семейная жизнь. Он вновь подал рапорт об отставке. Ответ Александра I был символичен — шпага с надписью «В руку храброму».

     Наступил 1812 год. Ревельский полк (а с ним и Тучковы) квартировал в Мин­ской губернии. Однажды ночью, когда Маргарита Михайловна задремала у колы­бели Николеньки, она увидела, как ее отец приносит ей на руках ее младенца и гово­рит: «Вот все, что тебе осталось!» В то же время какой-то таинственный голос про­изнес по-французски: «Твоя участь ре­шится в Бородине». Когда она рассказала об этом мужу, он не придал сну особого значения. Чтобы успокоить жену, он попытался найти на карте России это неведомое «Бородино», но не смог этого сделать: никто не предпо­лагал, что Бородино находится так близко от Москвы и что очень скоро место это приобретет поистине всемирную славу.

     Через несколько месяцев Наполеон вторгся в Россию. Генерал Тучков получил приказ выступить с полком к Смоленску. Маргарита Михайловна с маленьким сы­ном отправилась к родителям в Москву. С согласия всех офицеров генерал Тучков вручил на хранение своей жене священ­ные сосуды и церковную утварь походной полковой церкви. И конечно, главную свя­тыню полка - икону Нерукотворенного Образа Спасителя. Так был предначертан ее будущий жизненный подвиг. Впрочем, приближалось время и его последнего по­двига, того высшего подвига, который мо­жет совершить воин. Неизвестно, вспом­нил ли Александр Алексеевич сон своей жены, понял ли, что сон этот действитель­но был вещим. Но скоро все, увиденное Маргаритой Михайловной сбылось. Во вре­мя Бородинского сражения, увлекая за со­бой в атаку своих солдат, генерал Тучков был убит картечью. Огонь неприятеля был такой силы, что тело генерала было тут же погребено в земле разрывами десятков бомб и ядер.

     Маргарита Михайловна узнала о слу­чившемся 1 сентября, когда ее брат Ки­рилл привез из действующей армии весть о гибели генерала Тучкова. Все произош­ло именно так, как она видела во сне: вошел ее отец и произнес страшные, ро­ковые слова. Около двух месяцев молодая вдова бо­ролась с тьмой отчаяния. Единственным, что хоть как-то связывало ее с миром и ре­альной жизнью, была любовь к сыну. В конце октября, когда Наполеон уже отступал на запад, Тучкова захотела увидеть то святое и страшное место, где русское воинство  ценой собственной жизни остановило нашествие  врага. Она поехала в Бородино, надеясь найти останки своего геройски погибшего мужа. Перед ней открылось страшное и величественное поле сражения, которое ныне было полем смерти. Десятки тысяч убитых лежала без погребения, ожидая своего часа. Тучкова ходила по Бородинскому полю в сопровождении иеромонаха Ионы, ведавшего в то время Можайским Лужецким монастырем. Наклоняясь к каждому трупу, Маргарита Михайловна пыталась различить в нем родные черты. Надежда поддерживала силы; странствие по полю скорби продолжалось всю ночь, но тела супруга она так и не нашла.

     На огромном поле Тучкову особенно поразили два места, которые представля­ли собой горы человеческих тел. Это были Семеновские высоты с флешами Баграти­она и батарея Раевского. С той ночи Мар­гарита Михайловна поняла, ощутила, что ее скорбь, как бы сильна она ни была, лишь часть общей народной скорби, что ее потеря лишь часть того, что потеряла Россия.

     В ту ночь вдова генерала Тучкова ощу­тила, наверное, свою особую связь с Бо­родинским полем, свое особое предназна­чение служить памяти всех павших в этом сражении русских воинов. Однако, пока сын ее был мал, ее главным долгом было его воспитание. Они поселились в Туль­ском имении Ломаново, которое приобрел еще покойный Тучков.

 

                     Путь к монашеской жизни

                                           

       И все же с 1815 года, когда закончилась война с Наполеоном, она начинает свою созидательную деятельность на Бородин­ском поле. Обратившись к императору с ходатайством о восстановлении забро­шенного храма возле Бородина, Тучкова получает на это разрешение. Нижний, Сергиевский, придел старой Рождествен­ской церкви был освящен 16 июля 1816 го­да. Вдова-генеральша часто приезжала сюда молиться о своем погибшем муже и о всех павших русских воинах. От генерала Коновницина она узнала, что местом гибе­ли Александра Алексеевича были именно те страшные Семеновские высоты, кото­рые так поразили ее в октябре 1812 года.

     Вскоре Тучкову попросили вернуть в походную церковь Ревельского полка цер­ковную утварь и святыни. Какова же была радость вдовы, когда оказалось, что ее лю­бимая икона Всемилостивого Спаса оста­нется у нее в память о муже и обо всех его боевых товарищах!

Усмотрев в этом знамение свыше, она решается построить храм на месте гибели своего супруга. Денег на покупку земли и постройку даже небольшого храма у нее не было. Тогда она обратилась за помо­щью к государю, и тот пожаловал 10 тысяч рублей «на первый камень" В 1818 году началось строительство. Чтобы удобней было руководить стро­ительством, Маргарита Михайловна поста­вила себе небольшой домик на две комна­ты рядом с храмом, где жила, приезжая на стройку. Храм был построен быстро. Уже 26 ав­густа 1820 года, в 8-ю годовщину Боро­динской битвы, казначеем Можайского Лужецкого монастыря иеромонахом Иоасафом была освящена церковь во имя Всемилостивого Спаса, поначалу припи­санная к Рождественскому храму села Бо­родина. Богослужения в Спасской церкви совершались по праздникам и дням поми­новения усопших. На старых литографиях мы видим не­большую церковь не слишком характер­ной для русского храмоздательства фор­мы - она скорее напоминает античную усыпальницу. По обе стороны церковной паперти - символические погребальные урны, одновременно напоминающие и Евхаристическую Чашу. Вообще, симво­лика жертвы, принесенной на священный алтарь отечества, и в то же время — Жерт­вы Христовой пронизывала архитектуру и декор храма. Главной святыней новой церкви стала икона Нерукотворенного Образа Спаси­теля, которую Маргарита Михайловна собственноручно внесла в храм. Вскоре икона прославилась в окрестностях как чудотворная. В северной части храма вдо­ва поставила большой мраморный крест в память о муже. Так началась на Бородинском поле мо­литва за всех убиенных в этом славном сражении. 

       Подрастал сын Николенька, и мать ста­ралась привить ему настроение благочес­тия, память об отце, почтение ко всем пав­шим русским воинам. Она часто брала его с собой в Троице-Сергиеву Лавру, кото­рую всегда посещала с особым благогове­нием. Однажды, будучи в Лавре и готовясь к Причастию, Маргарита Михайловна по­теряла с руки дорогой бриллиантовый перстень, подарок мужа. В другой раз, спустя несколько лет, у нее срезали чемо­дан, привязанный к карете. Позже она вспомнила эти случаи как предзнаменова­ния того, что именно в Лавре произойдет ее отречение от мира.

      В 1826 году был сослан в Сибирь за участие в мятеже декабристов ее младший брат Михаил. Их мать, потрясенная этим событием, скончалась через несколько месяцев. А в октябре того же года на руках у матери после короткой воспалительной болезни скончался единственный и люби­мый сын Николенька, хотя еще накануне консилиум известнейших московских вра­чей уверил Маргариту Михайловну в том, что жизнь пятнадцатилетнего Николая вне опасности.

Тучкова погребла сына в Бородине, в склепе, который был устроен под Спас­ским храмом. Так недавно построенный храм стал усыпальницей не только для мужа, но и для единственного сына.

     В трудные дни, когда отчаяние часто охватывало сердце Маргариты Михайловны, она обращалась за духовной поддержкой к святителю Филарету, который с большой осторожностью, не торопясь, духовно врачевал истерзанную жизнью душу. По его благословению Тучкова поселилась в своем бородинском домике возле Спасского храма. Тогда же она просила у Владыки разрешения совершать ежедневные богослужения в этом храме, внеся для этого 20 000 тысяч рублей в Опекунский совет в пользу братии Можайского Лужецкого монастыря. Постепенно безмолвие внешнее и внутреннее начало оказывать на ее душу свое благодатное воздействие. Маргарита Михайловна сама исполняла обязанности чтеца и певчего,  

        По округе стала распространяться молва о доброй отшельнице, и бедные и больные стали прокладывать  тропинки к храму Всемилостивого Спаса. Никто не уходил с пустыми руками, никто не возвращался  неутешенным. Постепенно создавалась богодельня для женщин. Был простроен новый дом, вырыт колодец, посажен сад и огород. Здесь жили представительницы самых разных сословий, при этом между ними всегда царило согласие.

        В 1833 году число живущих при Спасском храме достигло семидесяти человек. Маргарита Михайловна просила у Владыки и государя Николая I высочайшего утверждения своей общины. 4 марта 1833 года Святейший Синод учредил Спасо-Бородинское женское богоугодное общежитие.

Все свое состояние Тучкова отдавала на содержание обители, но этого не хватало. Вскоре о Бородинском общежитии узнала Москва, а затем и вся Россия. Потянулся поток пожертвование: люди знали, что имена их погибших родственников будут всегда поминаться за богослужением, а это означало, что их души не остануться в забвении перед Богом.

Монастырь

                             Спасо-Бородинский монастырь

 

     Спасская пустынь постепенно росла и благоустраивалась трудами насельниц. Маргарита Михайловна, руководя своей общиной, сама была руководима духов­ным отцом, святителем Филаретом. Летом 1836 года, когда она приехала в оче­редной раз в Лавру, Владыка сказал: Полно тебе ходить черной булавкой! Пора облечься в одежду, приличную жительству. Тучкова была пострижена в иночество 4 июня 1836 года в Троицком соборе Лав­ры преподобным Антонием (Медведевым), наместником Лавры. Ей нарекли имя Мелания. Постриг был неожиданным, одеж­ды заготовлены не были. Святитель Фила­рет благословил новопостригаемой свою рясу и келейную камилавку; впоследствии матушка хранила это облачение как вели­кую святыню.

      30 декабря 1837 года Святейший Синод преобразовал Бородинское общежитие в штатный монастырь второго класса; его насельницы становились инокинями.

В 1837—1838 годах в обители велось большое строительство на деньги самой Тучковой и на царское пожалование в 25 тысяч рублей. Была построена высокая

кирпичная стена с башнями, устроена церковь во имя святого праведного Фила­рета Милостивого, Небесного покровите­ля святителя Филарета. Ведь святитель был настоящим попечителем и отцом оби­тели; им был составлен и устав нового мо­настыря.

      Покровителями Спасо-Бородинского монастыря, в силу его общенационально­го, государственного значения, стали са­мые высокие лица России, начиная с ее го­сударей. Императоры Николай I, Алек­сандр II, Александр III, Николай II считали своим почетным долгом благодетельство­вать монастырю, построенному в память о славнейшей русской победе в Отечест­венной войне.

28 июля 1840 года в Троицком соборе Лавры инокиня Мелания приняла монаше­ский постриг с именем Марии, а на следую­щий день она была возведена в сан игуме­ний. Вскоре игумения Мария возвратилась в свою обитель. Во вратах ее встречали се­стры во главе со священством. Колоколь­ный звон возвестил далеко вокруг, что в обитель входит законная и полновластная хозяйка. Умиленные слезы насельниц гово­рили о том, что в монастырь возвращается любящая и любимая мать.

Любовь к сестрам и забота о них были главной целью всей жизни матушки Марии. Когда кто-нибудь обвинял ее в излишнем снисхождении к сестрам, она отвечала: Насколько любим начальник обители, настолько он и полезен. Его строгость не исправляет никого, но учит лукавст­ву и лжи... Дело начальствующих -спасать, а не губить. В то же время матушка умела действо­вать и строгостью. Она требовала от сес­тер прежде всего послушания, зная, что оно - основа всей монашеской жизни.

Нельзя приобрести смирения монаху прежде послушания, — говорила она.

     Почти всё необходимое для обители де­лалось силами самих сестер, от шитья одежды и обуви до написания икон, от прядения шерсти до переплетения книг и стекления окон. Все насельницы служили друг другу своим трудом; брать деньги за свой труд не разрешалось никому.

Особой заботой игумений Марии было окружено все, что касалось монастырско­го богослужения. Она ежедневно присут­ствовала на утренней и вечерней службе, следя прежде всего за тем, чтоб богослу­жение совершалось строго по Уставу. Игумения учила сестер благоговейному отношению к церкви и церковной службе,

к келейной молитве и монашескому благо­чинию. Она любила стройное, неспешное, умилительное пение, располагающее к со­средоточенной молитве. Зато не терпела модного в то время партесного пения, ко­торое шло вразрез со смыслом богослу­жебных текстов.

Матушка часто причащалась Святых Христовых Тайн, этому же она учила и се­стер, следя вместе с тем, чтобы Причастие не стало для них чем-то привычным и по­вседневным.

                                        Начало почитания

 

      К концу 1840-х годов здоровье игумений Марии стало ухудшаться — сказались дол­гие ночные бдения, многие труды и заботы о духовных чадах. Вместе с тем, остава­лось неисполненным ее давнее желание — построение в обители соборного храма. Наконец в 1851 году это стремление нача­ло воплощаться на деле: был высочайше утвержден план собора в честь Владимир­ской иконы Божией Матери. Вскоре со­вершили его закладку, и началось строи­тельство. Матушка вкладывала в это дол­гожданное дело все свои силы; впрочем, силы эти были не безграничны.

      С начала 1852 года у игумений Марии проявились первые признаки болезни, со временем они усиливались все более. Великим постом она еще съездила на бо­гомолье в Лавру, но это была уже ее по­следняя поездка. Вернувшись к себе в обитель, матушка слегла. Она уже чувст­вовала близость своей кончины и потому утешала своих сестер. Однажды она ска­зала: Друзья мои, мне жаль вас! Но при­ходит время, когда мне надобно будет расстаться с вами. Об одном только прошу вас -  не унывайте. Начатый храм Богоматери будет создан и без ме­ня, если есть на то милость Царева. В те апрельские дни она часто причаща­лась Святых Тайн, а 29 апреля тихо отошла ко Господу, закончив свою по­движническую жизнь. Ее смерть вызвала во всей округе все­общее волнение. Семь дней до погребения подходили ко гробу люди, пришедшие из разных краев проститься с любимой матушкой. 5 мая, в день погребения, не только храм, но и весь монастырь не мог вместить тех, кто пришел проводить ее в последний путь.

Тело игумений Марии было предано земле в Спасской церкви, в склепе, где ле­жал ее единственный сын. Почти сразу после кончины игумений Марии среди насельниц монастыря и окрестных жителей возникло почитание матушки как святой праведницы. И в этом нет ничего удивительного. Что, кроме любви и заботы

 видели от нее сестры и все приходившие к ней со своими бедами и скорбями?

       С первых лет стали известны случаи, когда по молитвам у гроба игумений Марии люди получали исцеление от недугов, по­мощь в различных житейских делах. Некоторым насельницам матушка являлась во сне, чтобы наставить на истинный мона­шеский путь, это происходило уже спустя десятилетия после ее кончины. И это есте­ственно: ведь и после кончины она остава­лась игуменией и хозяйкой прославленно­го и святого места. Потому-то святитель Филарет благословил сохранять ее домик в неприкосновенности, как мемориальный музей.

       Владимирский собор был достроен и освящен в 1859 году. Храм этот был пост­роен по плану Святой Софии Константи­нопольской. Это произошло при игумений Сергии (Волконской). А вместе со следу­ющей настоятельницей, схиигуменией Алексией, пришла в монастырь из Серпу­ховского Владычнего монастыря рясо­форная послушница, ставшая впоследст­вии преподобной

 

                                        Возрождение

      В 1912 году, когда праздновалось 100-летие победы над Наполеоном, Боро­динское поле посетила царская семья во главе с императором Николаем II. Они уча­ствовали в крестном ходе, учредила кото­рый игумения Мария. В начале XX века Спасо-Бородинская обитель была хорошо организованным хозяйством. Вместе с тем, она никогда не была особенно богата, так как находи­лась в отдалении от больших городов. Тем не менее в это время в ней было око­ло двухсот насельниц; все они были заня­ты тем или иным трудом для пользы оби­тели.

     И все же главной особенностью, духов­ной сутью Спасо-Бородинского монасты­ря всегда была непрестанная молитва о павших на Бородинском поле воинах. Эта молитва была предназначением обите­ли — ради этой молитвы она когда-то была создана...

Возрождение

     Суровые десятилетия XX века не обошли стороной Спасо-Бородинскую обитель. И хотя власти долго не решались ее

закрыть - так велико было почитание памяти павших в 1812 году. Господь не допускал закрытие обители, пока жива была была преподобная старица Ра­хиль. Она была истинной духовной мате­рью для сотен людей, приходивших к ней за утешением и советом. У дверей ее ма­ленькой келлии с утра до вечера толпился народ. Преподобная отошла ко Господу осенью 1928 года, а в начале 1929-го мо­настырь был закрыт и началось его разо­рение и запустение.

     Но уже в 70-е годы по инициативе Военно-исторического музея начинается реставрация Спасо-Бородинского монастыря, которая в 80-е годы была закончена. В августе 1992 года окрестности впервые за десятилетия вновь огласились коло­кольным звоном: в монастыре возобновля­лась монашеская жизнь.

     Конечно, возрождение монашеской обители — дело непростое и долгое. Мало возродить только внешний строй жизни - нужно, чтобы вновь полилась к Небу чис­тая и нерассеянная молитва, как лилась она во времена основательницы матушки Марии. И труды сестер во главе с игуменией направлены именно на это.

Впрочем, в чем-то насельницам Спасо-Бородинской обители легче: главным их делом и сегодня, как два века назад,

остается поминовение тех, кто отдал за други. своя самое дорогое, что у него бы­ло, - жизнь. Чтение неусыпаемой Псал­тири, панихиды и заупокойные Литургии в память о павших воинах — все это испол­нение сегодняшними подвижницами тех заветов, которые оставила праведная основательница обители.

Потому и сегодня так свято чтится в мо­настыре память матушки игумений, изуча­ется ее письменное наследие, совершает­ся ежегодный крестный ход, который она установила.

     Удивителен этот монастырь. Он возник как бы из двух подвигов: подвига мужа, за­щищающего свое отечество, и подвига же­ны, молящейся о своем муже. В истории этой обители ясно видно, что нет подвигов больших или малых, - всякий подвиг есть жертва любви. Той Любви, Источником которой является Господь.

 

 

Фотографии Монастыря можно посмотреть у нас в ГАЛЕРЕЕ

 


Яндекс.Метрика