Известно всякому верующему человеку, что монашство — это духовное воинство. Но этот монастырь особый: в его истории духовные подвиги органично и просто соединились с воинскими и ратными подвигами, а проявления высшего мужества неотделимы от высших проявлений женственности. Ведь высшее мужество и высшая женственность соединяются, как в огненной точке, — в жертве. В жертве за друга, за ближния, за искренних своя.
Бородинская битва
В конце XVIII века в Москве выделялась своим благочестием семья потомственных дворян Нарышкиных. Из этого славного боярского рода вышла когда-то мать Петра I царица Наталья Кирилловна.
В семье Михаила Петровича и Варвары Алексеевны Нарышкиных было трое сыновей и четыре дочери. Старшая, родившаяся 2 января 1781 года и названная при крещении Маргаритой, была призвана, чтобы послужить своей родине и согражданам - послужить своей праведной жизнью и терпеливым несением выпавших на ее долю скорбей.
С раннего детства Маргарита отличалась серьезностью, любознательностью, тягой к учению. Помимо обычных для светской девушки навыков - знания языков, рисования, игры на фортепьяно - она серьезно интересовалась медициной, ботаникой, анатомией, изучала логику и географию. Будучи старшим ребенком в семье, она тем не менее была всеобщей любимицей.
Шестнадцати лет ее выдали замуж, но первый брак был несчастлив. Измены мужа, которому важнее были светские удовольствия, разрушили семью. Их брак расторгли в 1802 году, а в 1806-м Маргарита Михайловна вышла замуж за Александра Алексеевича Тучкова, молодого, но уже прославленного полковника русской армии. После свадьбы Тучков подал рапорт об отставке, желая посвятить себя семейной жизни, но государь Александр I его отставки не принял: назревала война с наполеоновской Францией и хорошие воины были на особом счету. В этом еще не было ничего удивительного. Удивительным был следующий шаг, который сделала Маргарита Михайловна: она добилась монаршего разрешения сопровождать своего мужа в военном походе 1807 года. В тыловых частях Ревельского пехотного полка она принимала участие в сражениях: в 1808 году, перед началом русско-шведской кампании, Тучкова снова попросила у государя разрешения находиться при муже.
Сила ее характера, стойкость, терпение проявились в полной мере в жестоких условиях войны, когда приходилось разделять с остальными все тяготы походной жизни. Нередко жена сопровождала мужа верхом на коне, для чего приходилось переодеваться в платье денщика. При этом, будучи сострадательной и милостивой к людям, она старалась помочь каждому, кто в этом нуждался: заботилась о раненых, раздавала деньги и хлеб беднякам, молилась о воинах. И при этом имела веселый и живой нрав. Солдаты искренне любили ее и называли своим ангелом-хранителем.
В 1811 году у Тучковых родился первенец, которого назвали Николаем, Николенькой. Александр Алексеевич в это время был командиром бригады в знаменитой пехотной дивизии генерала П.П. Коновницина; за храбрость ему присвоили чин генерал-майора. И все же его влекла тихая семейная жизнь. Он вновь подал рапорт об отставке. Ответ Александра I был символичен — шпага с надписью «В руку храброму».
Наступил 1812 год. Ревельский полк (а с ним и Тучковы) квартировал в Минской губернии. Однажды ночью, когда Маргарита Михайловна задремала у колыбели Николеньки, она увидела, как ее отец приносит ей на руках ее младенца и говорит: «Вот все, что тебе осталось!» В то же время какой-то таинственный голос произнес по-французски: «Твоя участь решится в Бородине». Когда она рассказала об этом мужу, он не придал сну особого значения. Чтобы успокоить жену, он попытался найти на карте России это неведомое «Бородино», но не смог этого сделать: никто не предполагал, что Бородино находится так близко от Москвы и что очень скоро место это приобретет поистине всемирную славу.
Через несколько месяцев Наполеон вторгся в Россию. Генерал Тучков получил приказ выступить с полком к Смоленску. Маргарита Михайловна с маленьким сыном отправилась к родителям в Москву. С согласия всех офицеров генерал Тучков вручил на хранение своей жене священные сосуды и церковную утварь походной полковой церкви. И конечно, главную святыню полка - икону Нерукотворенного Образа Спасителя. Так был предначертан ее будущий жизненный подвиг. Впрочем, приближалось время и его последнего подвига, того высшего подвига, который может совершить воин. Неизвестно, вспомнил ли Александр Алексеевич сон своей жены, понял ли, что сон этот действительно был вещим. Но скоро все, увиденное Маргаритой Михайловной сбылось. Во время Бородинского сражения, увлекая за собой в атаку своих солдат, генерал Тучков был убит картечью. Огонь неприятеля был такой силы, что тело генерала было тут же погребено в земле разрывами десятков бомб и ядер.
Маргарита Михайловна узнала о случившемся 1 сентября, когда ее брат Кирилл привез из действующей армии весть о гибели генерала Тучкова. Все произошло именно так, как она видела во сне: вошел ее отец и произнес страшные, роковые слова. Около двух месяцев молодая вдова боролась с тьмой отчаяния. Единственным, что хоть как-то связывало ее с миром и реальной жизнью, была любовь к сыну. В конце октября, когда Наполеон уже отступал на запад, Тучкова захотела увидеть то святое и страшное место, где русское воинство ценой собственной жизни остановило нашествие врага. Она поехала в Бородино, надеясь найти останки своего геройски погибшего мужа. Перед ней открылось страшное и величественное поле сражения, которое ныне было полем смерти. Десятки тысяч убитых лежала без погребения, ожидая своего часа. Тучкова ходила по Бородинскому полю в сопровождении иеромонаха Ионы, ведавшего в то время Можайским Лужецким монастырем. Наклоняясь к каждому трупу, Маргарита Михайловна пыталась различить в нем родные черты. Надежда поддерживала силы; странствие по полю скорби продолжалось всю ночь, но тела супруга она так и не нашла.
На огромном поле Тучкову особенно поразили два места, которые представляли собой горы человеческих тел. Это были Семеновские высоты с флешами Багратиона и батарея Раевского. С той ночи Маргарита Михайловна поняла, ощутила, что ее скорбь, как бы сильна она ни была, лишь часть общей народной скорби, что ее потеря лишь часть того, что потеряла Россия.
В ту ночь вдова генерала Тучкова ощутила, наверное, свою особую связь с Бородинским полем, свое особое предназначение служить памяти всех павших в этом сражении русских воинов. Однако, пока сын ее был мал, ее главным долгом было его воспитание. Они поселились в Тульском имении Ломаново, которое приобрел еще покойный Тучков.
Путь к монашеской жизни
И все же с 1815 года, когда закончилась война с Наполеоном, она начинает свою созидательную деятельность на Бородинском поле. Обратившись к императору с ходатайством о восстановлении заброшенного храма возле Бородина, Тучкова получает на это разрешение. Нижний, Сергиевский, придел старой Рождественской церкви был освящен 16 июля 1816 года. Вдова-генеральша часто приезжала сюда молиться о своем погибшем муже и о всех павших русских воинах. От генерала Коновницина она узнала, что местом гибели Александра Алексеевича были именно те страшные Семеновские высоты, которые так поразили ее в октябре 1812 года.
Вскоре Тучкову попросили вернуть в походную церковь Ревельского полка церковную утварь и святыни. Какова же была радость вдовы, когда оказалось, что ее любимая икона Всемилостивого Спаса останется у нее в память о муже и обо всех его боевых товарищах!
Усмотрев в этом знамение свыше, она решается построить храм на месте гибели своего супруга. Денег на покупку земли и постройку даже небольшого храма у нее не было. Тогда она обратилась за помощью к государю, и тот пожаловал 10 тысяч рублей «на первый камень" В 1818 году началось строительство. Чтобы удобней было руководить строительством, Маргарита Михайловна поставила себе небольшой домик на две комнаты рядом с храмом, где жила, приезжая на стройку. Храм был построен быстро. Уже 26 августа 1820 года, в 8-ю годовщину Бородинской битвы, казначеем Можайского Лужецкого монастыря иеромонахом Иоасафом была освящена церковь во имя Всемилостивого Спаса, поначалу приписанная к Рождественскому храму села Бородина. Богослужения в Спасской церкви совершались по праздникам и дням поминовения усопших. На старых литографиях мы видим небольшую церковь не слишком характерной для русского храмоздательства формы - она скорее напоминает античную усыпальницу. По обе стороны церковной паперти - символические погребальные урны, одновременно напоминающие и Евхаристическую Чашу. Вообще, символика жертвы, принесенной на священный алтарь отечества, и в то же время — Жертвы Христовой пронизывала архитектуру и декор храма. Главной святыней новой церкви стала икона Нерукотворенного Образа Спасителя, которую Маргарита Михайловна собственноручно внесла в храм. Вскоре икона прославилась в окрестностях как чудотворная. В северной части храма вдова поставила большой мраморный крест в память о муже. Так началась на Бородинском поле молитва за всех убиенных в этом славном сражении.
Подрастал сын Николенька, и мать старалась привить ему настроение благочестия, память об отце, почтение ко всем павшим русским воинам. Она часто брала его с собой в Троице-Сергиеву Лавру, которую всегда посещала с особым благоговением. Однажды, будучи в Лавре и готовясь к Причастию, Маргарита Михайловна потеряла с руки дорогой бриллиантовый перстень, подарок мужа. В другой раз, спустя несколько лет, у нее срезали чемодан, привязанный к карете. Позже она вспомнила эти случаи как предзнаменования того, что именно в Лавре произойдет ее отречение от мира.
В 1826 году был сослан в Сибирь за участие в мятеже декабристов ее младший брат Михаил. Их мать, потрясенная этим событием, скончалась через несколько месяцев. А в октябре того же года на руках у матери после короткой воспалительной болезни скончался единственный и любимый сын Николенька, хотя еще накануне консилиум известнейших московских врачей уверил Маргариту Михайловну в том, что жизнь пятнадцатилетнего Николая вне опасности.
Тучкова погребла сына в Бородине, в склепе, который был устроен под Спасским храмом. Так недавно построенный храм стал усыпальницей не только для мужа, но и для единственного сына.
В трудные дни, когда отчаяние часто охватывало сердце Маргариты Михайловны, она обращалась за духовной поддержкой к святителю Филарету, который с большой осторожностью, не торопясь, духовно врачевал истерзанную жизнью душу. По его благословению Тучкова поселилась в своем бородинском домике возле Спасского храма. Тогда же она просила у Владыки разрешения совершать ежедневные богослужения в этом храме, внеся для этого 20 000 тысяч рублей в Опекунский совет в пользу братии Можайского Лужецкого монастыря. Постепенно безмолвие внешнее и внутреннее начало оказывать на ее душу свое благодатное воздействие. Маргарита Михайловна сама исполняла обязанности чтеца и певчего,
По округе стала распространяться молва о доброй отшельнице, и бедные и больные стали прокладывать тропинки к храму Всемилостивого Спаса. Никто не уходил с пустыми руками, никто не возвращался неутешенным. Постепенно создавалась богодельня для женщин. Был простроен новый дом, вырыт колодец, посажен сад и огород. Здесь жили представительницы самых разных сословий, при этом между ними всегда царило согласие.
В 1833 году число живущих при Спасском храме достигло семидесяти человек. Маргарита Михайловна просила у Владыки и государя Николая I высочайшего утверждения своей общины. 4 марта 1833 года Святейший Синод учредил Спасо-Бородинское женское богоугодное общежитие.
Все свое состояние Тучкова отдавала на содержание обители, но этого не хватало. Вскоре о Бородинском общежитии узнала Москва, а затем и вся Россия. Потянулся поток пожертвование: люди знали, что имена их погибших родственников будут всегда поминаться за богослужением, а это означало, что их души не остануться в забвении перед Богом.
Монастырь
Спасо-Бородинский монастырь
Спасская пустынь постепенно росла и благоустраивалась трудами насельниц. Маргарита Михайловна, руководя своей общиной, сама была руководима духовным отцом, святителем Филаретом. Летом 1836 года, когда она приехала в очередной раз в Лавру, Владыка сказал: Полно тебе ходить черной булавкой! Пора облечься в одежду, приличную жительству. Тучкова была пострижена в иночество 4 июня 1836 года в Троицком соборе Лавры преподобным Антонием (Медведевым), наместником Лавры. Ей нарекли имя Мелания. Постриг был неожиданным, одежды заготовлены не были. Святитель Филарет благословил новопостригаемой свою рясу и келейную камилавку; впоследствии матушка хранила это облачение как великую святыню.
30 декабря 1837 года Святейший Синод преобразовал Бородинское общежитие в штатный монастырь второго класса; его насельницы становились инокинями.
В 1837—1838 годах в обители велось большое строительство на деньги самой Тучковой и на царское пожалование в 25 тысяч рублей. Была построена высокая
кирпичная стена с башнями, устроена церковь во имя святого праведного Филарета Милостивого, Небесного покровителя святителя Филарета. Ведь святитель был настоящим попечителем и отцом обители; им был составлен и устав нового монастыря.
Покровителями Спасо-Бородинского монастыря, в силу его общенационального, государственного значения, стали самые высокие лица России, начиная с ее государей. Императоры Николай I, Александр II, Александр III, Николай II считали своим почетным долгом благодетельствовать монастырю, построенному в память о славнейшей русской победе в Отечественной войне.
28 июля 1840 года в Троицком соборе Лавры инокиня Мелания приняла монашеский постриг с именем Марии, а на следующий день она была возведена в сан игумений. Вскоре игумения Мария возвратилась в свою обитель. Во вратах ее встречали сестры во главе со священством. Колокольный звон возвестил далеко вокруг, что в обитель входит законная и полновластная хозяйка. Умиленные слезы насельниц говорили о том, что в монастырь возвращается любящая и любимая мать.
Любовь к сестрам и забота о них были главной целью всей жизни матушки Марии. Когда кто-нибудь обвинял ее в излишнем снисхождении к сестрам, она отвечала: Насколько любим начальник обители, настолько он и полезен. Его строгость не исправляет никого, но учит лукавству и лжи... Дело начальствующих -спасать, а не губить. В то же время матушка умела действовать и строгостью. Она требовала от сестер прежде всего послушания, зная, что оно - основа всей монашеской жизни.
Нельзя приобрести смирения монаху прежде послушания, — говорила она.
Почти всё необходимое для обители делалось силами самих сестер, от шитья одежды и обуви до написания икон, от прядения шерсти до переплетения книг и стекления окон. Все насельницы служили друг другу своим трудом; брать деньги за свой труд не разрешалось никому.
Особой заботой игумений Марии было окружено все, что касалось монастырского богослужения. Она ежедневно присутствовала на утренней и вечерней службе, следя прежде всего за тем, чтоб богослужение совершалось строго по Уставу. Игумения учила сестер благоговейному отношению к церкви и церковной службе,
к келейной молитве и монашескому благочинию. Она любила стройное, неспешное, умилительное пение, располагающее к сосредоточенной молитве. Зато не терпела модного в то время партесного пения, которое шло вразрез со смыслом богослужебных текстов.
Матушка часто причащалась Святых Христовых Тайн, этому же она учила и сестер, следя вместе с тем, чтобы Причастие не стало для них чем-то привычным и повседневным.
Начало почитания
К концу 1840-х годов здоровье игумений Марии стало ухудшаться — сказались долгие ночные бдения, многие труды и заботы о духовных чадах. Вместе с тем, оставалось неисполненным ее давнее желание — построение в обители соборного храма. Наконец в 1851 году это стремление начало воплощаться на деле: был высочайше утвержден план собора в честь Владимирской иконы Божией Матери. Вскоре совершили его закладку, и началось строительство. Матушка вкладывала в это долгожданное дело все свои силы; впрочем, силы эти были не безграничны.
С начала 1852 года у игумений Марии проявились первые признаки болезни, со временем они усиливались все более. Великим постом она еще съездила на богомолье в Лавру, но это была уже ее последняя поездка. Вернувшись к себе в обитель, матушка слегла. Она уже чувствовала близость своей кончины и потому утешала своих сестер. Однажды она сказала: Друзья мои, мне жаль вас! Но приходит время, когда мне надобно будет расстаться с вами. Об одном только прошу вас - не унывайте. Начатый храм Богоматери будет создан и без меня, если есть на то милость Царева. В те апрельские дни она часто причащалась Святых Тайн, а 29 апреля тихо отошла ко Господу, закончив свою подвижническую жизнь. Ее смерть вызвала во всей округе всеобщее волнение. Семь дней до погребения подходили ко гробу люди, пришедшие из разных краев проститься с любимой матушкой. 5 мая, в день погребения, не только храм, но и весь монастырь не мог вместить тех, кто пришел проводить ее в последний путь.
Тело игумений Марии было предано земле в Спасской церкви, в склепе, где лежал ее единственный сын. Почти сразу после кончины игумений Марии среди насельниц монастыря и окрестных жителей возникло почитание матушки как святой праведницы. И в этом нет ничего удивительного. Что, кроме любви и заботы
видели от нее сестры и все приходившие к ней со своими бедами и скорбями?
С первых лет стали известны случаи, когда по молитвам у гроба игумений Марии люди получали исцеление от недугов, помощь в различных житейских делах. Некоторым насельницам матушка являлась во сне, чтобы наставить на истинный монашеский путь, это происходило уже спустя десятилетия после ее кончины. И это естественно: ведь и после кончины она оставалась игуменией и хозяйкой прославленного и святого места. Потому-то святитель Филарет благословил сохранять ее домик в неприкосновенности, как мемориальный музей.
Владимирский собор был достроен и освящен в 1859 году. Храм этот был построен по плану Святой Софии Константинопольской. Это произошло при игумений Сергии (Волконской). А вместе со следующей настоятельницей, схиигуменией Алексией, пришла в монастырь из Серпуховского Владычнего монастыря рясофорная послушница, ставшая впоследствии преподобной
Возрождение
В 1912 году, когда праздновалось 100-летие победы над Наполеоном, Бородинское поле посетила царская семья во главе с императором Николаем II. Они участвовали в крестном ходе, учредила который игумения Мария. В начале XX века Спасо-Бородинская обитель была хорошо организованным хозяйством. Вместе с тем, она никогда не была особенно богата, так как находилась в отдалении от больших городов. Тем не менее в это время в ней было около двухсот насельниц; все они были заняты тем или иным трудом для пользы обители.
И все же главной особенностью, духовной сутью Спасо-Бородинского монастыря всегда была непрестанная молитва о павших на Бородинском поле воинах. Эта молитва была предназначением обители — ради этой молитвы она когда-то была создана...
Возрождение
Суровые десятилетия XX века не обошли стороной Спасо-Бородинскую обитель. И хотя власти долго не решались ее
закрыть - так велико было почитание памяти павших в 1812 году. Господь не допускал закрытие обители, пока жива была была преподобная старица Рахиль. Она была истинной духовной матерью для сотен людей, приходивших к ней за утешением и советом. У дверей ее маленькой келлии с утра до вечера толпился народ. Преподобная отошла ко Господу осенью 1928 года, а в начале 1929-го монастырь был закрыт и началось его разорение и запустение.
Но уже в 70-е годы по инициативе Военно-исторического музея начинается реставрация Спасо-Бородинского монастыря, которая в 80-е годы была закончена. В августе 1992 года окрестности впервые за десятилетия вновь огласились колокольным звоном: в монастыре возобновлялась монашеская жизнь.
Конечно, возрождение монашеской обители — дело непростое и долгое. Мало возродить только внешний строй жизни - нужно, чтобы вновь полилась к Небу чистая и нерассеянная молитва, как лилась она во времена основательницы матушки Марии. И труды сестер во главе с игуменией направлены именно на это.
Впрочем, в чем-то насельницам Спасо-Бородинской обители легче: главным их делом и сегодня, как два века назад,
остается поминовение тех, кто отдал за други. своя самое дорогое, что у него было, - жизнь. Чтение неусыпаемой Псалтири, панихиды и заупокойные Литургии в память о павших воинах — все это исполнение сегодняшними подвижницами тех заветов, которые оставила праведная основательница обители.
Потому и сегодня так свято чтится в монастыре память матушки игумений, изучается ее письменное наследие, совершается ежегодный крестный ход, который она установила.
Удивителен этот монастырь. Он возник как бы из двух подвигов: подвига мужа, защищающего свое отечество, и подвига жены, молящейся о своем муже. В истории этой обители ясно видно, что нет подвигов больших или малых, - всякий подвиг есть жертва любви. Той Любви, Источником которой является Господь.
Фотографии Монастыря можно посмотреть у нас в ГАЛЕРЕЕ