Основатель небольшого монастыря неподалеку от Наро-Фоминска преподобный Зосима Верховский был современником преподобного Серафима Саровского. Он родился 24 марта 1768 года и почил 24 октября 1833 года. Еще до рождения сына отец его услышал во время ночной молитвы слова: «Не учи его светским наукам, но лишь Закону Божию...» Склонность к уединенной молитве, подвигам поста и чтению духовных книг стала проявляться у юного Захарии (это было имя будущего старца от крещения) достаточно рано. Но будучи дворянином по рождению, он служил в Петербурге в рядах гвардейского Преображенского полка, жил в богатстве и довольстве той жизнью, которой жили все его сверстники. Тем не менее, мысль: «Ты будешь монахом» -время от времени появлялась в его душе.
Весной 1789 года, будучи всего 21 года от рождения, молодой Захария покидает военную службу, выйдя в отставку в чине поручика, и приходит в Рославльские леса, где в то время славились духовными подвигами иеромонах Адриан и его сподвижники. Захария хотел остаться у них навсегда, но его отправили учиться послушанию и смирению в Коневский монастырь, расположенный на Ладожском озере. Здесь и начался его иноческий путь.
Захария был пострижен в монашество с именем Зосима и отдан в духовное послушание старцу Василиску. Они жили отшельниками, вдали от монастыря и приходили в обитель лишь на субботу и воскресенье. Но и такого уединения им было мало. В 1799 году они покинули Коневец и ушли странствовать по русским монастырям, желая научиться безмолвию и Иисусовой молитве. Наконец летом 1802 года старец Василиск и отец Зосима оказались в Сибири, неподалеку от Кузнецка, где построили себе келейку для уединенной молитвы. Здесь, в лесных дебрях, ничто не отвлекало подвижников от сосредоточенного богомыслия и непрестанного творения молитвы Иисусовой. Вот как сами они выражали те чувства, которые переполняли их в эти годы: Нет в пустынном пребывании нашем ничего такого, что бы возбраняло или отвлекало от богослужения, удерживало или мешало заниматься чтением Святого Писания и питаться углублением в Богомыслие; напротив, всякий случай и всякий предмет побуждают здесь простираться к Богу. Кругом дремучий лес, только к небу чистейший и незаграждаемый путь, привлекающий взоры и желание сподобиться переселиться в то блаженство.
Почти двадцать лет прожили отшельники в своем молитвенном уединении. С конца 1810-х годов под их духовное руководство начинают понемногу стекаться люди, искавшие спасения. Старцы не могли отказать им, и новые подвижники селились вокруг их келлий. Приходили не только мужчины, но и женщины, и их не отвергали духовные руководители. В ближайшей деревне Сидоровке было организовано женское общежитие, которое в 1822 году было переведено в пустующий Николаевский монастырь в городе Туринске.
Отец Зосима привез в Туринский женский монастырь и своих племянниц, желая и для них духовного спасения. Старец Власилиск умер в конце 1824 года и был погребен в стенах Николаевского монастыря. Отец Зосима приехал в 1825 году в Москву и нашел понимание у святителя Московского Филарета (Дроздова).Святитель благословил старца Зосиму и его сестер, которые были верны ему во время послушания, переехать в Москву.
20 ноября 1826 года можно считать днем основания новой женской пустыни в Московской губернии. Это была третья (после Аносиной Борисо-Глебской и Спасо- Бородинской) женской общежительная обитель, основанная великим Московским святителем. Для того, чтобы монастырь стал на ноги, старец Зосима потратил немало трудов и усилий. В благоустройстве нуждались не только внешняя сторона жизни, но и внутренне духовное содержание Старец был примером терпения, смирения, послушания и духовной радости. Жизнь в безмолвии привлекала его по-прежнему. Как только пустынь дыла благоустроена, старец вновь стал удаляться в лесную келлию для уединенной молитвы, а в обитель приходил только на субботу и воскресенье. Он преставился ко Господу 24 октября 1833 года, незадолго приняв великую схиму. После его кончины вода из колодца, который он выкопал сам возле своей келии, стала исцелять приходивших с верой людей.
В 1841 году по ходатайству святителя Филарета пустынь стала женским общежитием, а в 1856 - монастырем. Храм и другие монастырские постройки были возведены московским купцом С.Л.Лепешкиным.. Участие в судьбе пустыни принимали грузинские царевичи Ираклий и царевна Тамара. У монастыря было много жертвователей. Первой настоятельницей Зосимовой пустыни стала монахиня ( а в последствии - игумения) Вера (Верховцева), племянница преподобного Зосимы..
В середине XIX в обители шло непрекращающееся строительство, был расширен главный, Троицкий собор, возведена надвратная Одигитриевская церковь, перекрыт сводами святой колодец преподобного Зосимы.
Долгие годы благочинным Зосимовой пустыни был наместник Троице-Сергиевой Лавры, прославленный духовник преподобный Антоний (Медведев). Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь с годами все более процветала, о ней составляли себе самое лучшее впечатление духовные и светские лица, которым доводилось посещать эту обитель. Строительство не прекращалось и в конце XIX столетия. В то время в монастыре жило уже более двухсот насельниц. Лесные и огородные угодья обители составляли в начале XX века более 600 десятин.
Революция не сразу изменила жизнь Зосимовой пустыни. Поначалу монастырь был «реорганизован» в сельхозартель, при этом иноческая жизнь не прекращалась. Последней настоятельницей стала игумения Афанасия (Лепешкина), правнучка благодетеля обители С.Л. Лепешкина. Алабинский врач М.М. Мелентьев вспоминал те годы: В монастыре было до 200 сестер, в том числе 60 беспомощных старух. Всех их нужно было прокормить, обогреть, одеть, обуть. Только в последние 3-4 года (перед закрытием в 1929 году) монастырь, после революционных потрясений, вновь оправился и перестал голодать. Но счастье это было непрочным... 25 мая 1931 года игумения Афанасия вместе со своей послушницей Евдокией Бучиневой была арестована; обе были сосланы на пять лет в Казахстан. На второй день по прибытии на место игумения Афанасия скончалась. На следующий день умерла ее послушница Евдокия. До сих пор не известны ни место, ни точное время их кончины. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, посвященный 2000-летию христианства, причислил их к лику святых новомучеников и исповедников Российских.
Как и все русские монастыри, закрытые во время революционных катаклизмов, Зосимову пустынь новые власти тоже пытались использовать в своих целях. На ее территории размещались инвалидный дом, клуб, госпиталь для бойцов, пионерлагерь для детей сотрудников Московского метрополитена. В колокольне долгие годы помещалась водонапорная башня.
С 1996 года начинается возрождение Зосимовой пустыни. В 1999 году было принято решение о причислении к лику святых пустынника схимонаха Зосимы (Верховского), выдающегося подвижника, основавшего и окормлявшего два монастыря, духовного писателя. 7 марта 2000 года Священный Синод принял решение об утверждении Зосимовой пустыни в качестве самостоятельного монастыря. Праздник открытия обители состоялся 9 апреля 2000 года; праздничную Литургию возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, в сослужении архипастырей и духовенства. Торжественное прославление основателя пустыни старца Зосимы состоялось 23 июля 2000 года.
Сегодня в монастыре вновь идет строительство. И хотя продвигается оно не так быстро, как этого хотелось бы насельницам, Зосимова пустынь становится все более известной, уважаемой и посещаемой обителью, восходит от силы в силу, ожидая новых паломниц, кое-кто из которых, возможно, станет ее новыми насельницами.
Троице-Одигитриевская женская Зосимова пустынь
Адрес: Московская область, Наро-Фоминский район, п/о Кузнецово
Проезд: электричка с Киевского вокзала Москвы до станции "Бекасово", далее 1,5 км пешком.
Фотографии Монастыря можно посмотреть у нас в ГАЛЕРЕЕ