Лужецкая обитель

    Можайский Лужецкий муж­ской монастырь тесно свя­зан с двумя великими русскими северными оби­телями — Кирилло-Бело­зерским и Ферапонтовым монастырями: у историче­ских истоков этих трех мо­нашеских обителей стоял один и тот же подвижник — преподобный Ферапонт Бе­лозерский.

      Волоколамский дворянин Федор Поскочин с юных лет начал мечтать о монашест­ве, о духовной жизни  - одновременно дея­тельной и созерцательной. Но осуществить свое сердечное намерение ему довелось только в зрелых летах. Примерно около 1370-го года Федор пришел из Волоколам­ска в Москву и здесь, в Симонове монасты­ре, был пострижен в монашество с именем Ферапонт. Ему было в то время около со­рока лет.

     Духовное общение инок Ферапонт имел со своим другом Кириллом (впоследствии Белозерским) и великим Игуменом Русской земли преподобным Сергием Радонежским, который часто навещал Симонову обитель. Новый монах очень скоро обратил на себя внимание братии монастыря - он вел жизнь по-настоящему строгую и подвиж­ническую. Однако и этого ему было мало -- его душа стремилась к отшельничеству, к по­двигам монашеского делания в «пустыне». Однажды другу его, преподобному Ки­риллу, во время молитвы перед иконой Божией Матери последовало открове­ние, в котором ему повелевалось идти на Белоозеро и основать там новую иночес­кую обитель. Откровение это отвечало и внутреннему желанию инока Ферапонта, поэтому они, нисколько не медля, остави­ли Симонов монастырь и ушли на Бело­озеро, где выкопали себе пещеру на берегу Сиверского озера. Так было поло­жено начало знаменитому Кирилло-Белозерскому монастырю.

     Но только год прожили друзья вместе. Возжелав уединенной жизни Ферапонт выкопал себе пещеру в пятнадцати верстах от Сиверского озера, между Пасским и Бородавским озерами. В скором времени во­круг преподобного Ферапонта собралась монашеская община и по просьбе братии был основан монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Преподобный Ферапонт, очевидно, думал, что он уже обрел постоянное место своих подвигов. Но Гос­подь судил иначе.

Белозерские места в то время принад­лежали Можайскому князю Андрею Димитриевичу, сыну великого Димитрия Донского. Будучи благочестивым, князь Андрей желал устроить в Можайске мо­нашескую обитель, но не мог найти ду­ховно опытного человека, который бы взялся за это нелегкое дело. Однажды

ему рассказали, что в его вотчине на Бе­лом озере живет некий пустынник, осно­вавший обитель.

     Услышав о благочестивом иноке Ферапонте, основавшем в его белозерских зем­лях монашескую обитель, князь Андрей отправил в его монастырь щедрую милос­тыню, а вместе с ней - письмо, в котором просил подвижника прийти к нему для важ­ного секретного разговора. Преподобного Ферапонта, который не искал ничего, кро­ме уединения в пустыни, эта просьба встревожила: он не собирался покидать любимую его сердцу обитель.

      После совета с братией он написал кня­зю послание, в котором говорилось, что он не может оставить дарованного ему Богом

места уединения. Но княжеский посланец и братия монастыря все же умолили его по­бывать у князя, и преподобному пришлось отправиться в путь.

В Можайске его встретили с великими почестями. Убедившись, что преподобный Ферапонт - именно тот муж, который мо­жет выполнить задуманное дело, князь Андрей открыл ему свое давнее намере­ние. Преподобный долго отказывался от этого нелегкого дела, но князь был на­стойчив и наконец получил согласие пре­подобного. Ферапонт сам избрал место для новой обители. Он нашел его всего лишь в версте от Можайска, среди луж­ков, отчего монастырь и получил название Лужецкий.

      Основание обители произошло в 1408 го­ду. Очень скоро была поставлена первая, деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Опытный духов­ный муж, преподобный Ферапонт был для нового монастыря настоятелем, отцом, све­точем Православия. Тем не менее он еще надеялся вернуться на Белоозеро, надеял­ся закончить свои дни отшельником, чтобы вкусить столь любимого им безмолвия. Надеждам этим не суждено было осуще­ствиться. Почти двадцать лет — все, что ос­талось ему в земной жизни, он провел в Лужецком монастыре и отошел ко Господу в 1426 году, в возрасте около девяноста лет. Московский Собор 1527 года причислил его к лику святых.

     За шесть веков своего существования Лужецкий монастырь видел немало и свет­лых, и пасмурных дней. Создание архитек­турного ансамбля монастыря связано с именем еще одного выдающегося церков­ного деятеля — святителя Макария, митро­полита Московского. В начале XVI столетия он был игуменом Лужецкого монастыря. Уезжая в Новгород, куда его ставили епис­копом, Макарий сделал крупный денежный вклад в казну обители. На этот вклад в пер­вой половине XVI столетия был выстроен величественный пятиглавый собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, трапез­ная с храмом. В своем нынешнем виде мо­настырский   ансамбль сложился к концу XVII века.

     Архитектурный облик собора Рождества Богородицы лишен каких либо излишеств. Это простой пятикупольный четырехстолпный храм, поднятый на высокий подклет. Строен он из кирпича, имеет три алтарные апсиды. Выразительность собора следует связать не с какими-либо особенностями декора, но с очень продуманным сочетанием форм. Долгое время купола собора оставались покрыты деревянной чешуей. Фрески были созданы сразу же после возведения собора. В оконных проемах до сих пор сохранились небольшие "лоскуты" фресок.

      Колокольня Можайского Лужецкого монастыря строилась довольно долго. Начали ее в 1673 году, а закончили в 1692 году. Колокольня имеет около 35 м в высоту. Нижняя ее часть состоит из трех ярусов, на которые поставлен восьмигранный шатер с тремя рядами окошек. Венчает шатер небольшая луковичная главка. По устройству шатер с ярусом звонов напоминает многие колокольни 17 в. Получается, что мастера "стилизовали" свое творение под более поздние древние постройки. А это было совершенно нехарактерно для зодчих 18 в. Расположенная прямо против Святых врат, церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы с примыкающей к ней трапезной палатой - одно из старейших каменных зданий обители. Старше ее -  лишь Собор Рождества Богородицы.Она существовала уже в 1547 году. Первоначальной Введенская церковь была построена с шатровым завершением, но после пожара 1717 года ее подвели под одну кровлю с трапезной. 

        Каменные Святые ворота в монастыре существуют, предположительно, с первой половины 17 в. Как указывает Дионисий (Виноградов), церковь была "холодная и неудобная к частым богослужениям". Он жи писал, что в храме были резные деревянные Царские врата - "Очень древние, служат едва ли менее 300 лет".

        Ограда Лужецкого монастыря оставалась деревянной вплоть до 1680 года, когда начали возводить вокруг обители каменную ограду. Сначала стена была покрыта тесом и имела четыре круглые башни по углам. Пятую башню, квадратную, возвели в 1768 году. К 18 веку относится строительство и шестой круглой  башни. Ремонтам и незначительным переделкам стена подвергалась на протяжении всего 19 века. Значительный ущерб нанесли монастырской ограде французы: 220 пробоин для орудий, сделанных ими в стене, "залатали" только в 1882 году.

        Несколько раньше, в начале XVII века, обитель несколько раз разоряли литовцы и поляки, хотя в царствование Бориса Го­дунова монастырь был сильно укреплен. После нескольких набегов в течение Смутного времени обитель долго восста­навливалась. Бывали бедствия и более прозаические: например, пожар 1732 го­да, уничтоживший много построек. В 1812 году Лужецкая обитель, как и все монастыри к западу от Москвы, снова оказалась во фронтовой зоне. «Цивили­зованные» французские солдаты не счи­тались с «варварской» верой русских: во Введенской церкви они устроили казар­му и молотили рожь, в храме препо­добного Ферапонта у них была столярная мастерская, в келлиях и трапезной дер­жали лошадей. При бегстве наполеоновского войска двор монастыря оказался завален убитым скотом, а по храмам и келлиям были раз­бросаны мешки с порохом. «Для верности» зажгли иконостас соборного храма. По счастью, монастырский служитель, за­метив пламя, прибежал в храм и успел предотвратить взрыв, но обители все рав­но понадобились годы, чтобы ликвидиро­вать последствия военной разрухи.

      XIX век для Лужецкого монастыря прошел спокойно, как, впрочем, и для большинства русских обителей. В монас­тырь приходило множество паломников, чтобы поклониться мощам преподобного Ферапонта, которые почивали под спудом. Рядом с монастырем под сенью деревянной часовни сохранялся колодец преподобного Ферапонта. Достопримечательностью оби­тели был и 85-пудовый колокол «Полиелей­ный», отлитый в 1648 году.

       Монастырь был закрыт в 1926 году; на­чалось его разорение и запустение. В 1928 году начали разрушать Ферапон­тов храм. До войны в монастыре устроили фурнитурную фабрику, а также цех по производству медицинского оборудова­ния. На могилах монастырского кладбища устроили гаражи со смотровыми ямами: до недавнего времени половодье и дожди вымывали останки погребенных в монас­тыре людей. Во время Великой Отечественной вой­ны монастырь использовался как лагерь для военнопленных; после освобождения Можайска он опять использовался как ла­герь для заключенных, но теперь уже орга­нами НКВД.

     Частичная реставрация монастыря нача­лась лишь в 1960-х годах; впрочем, еще и в середине 80-х монастырь оставался фак­тически бесхозным.

Наконец в 1993 году в Лужецком Мо­жайском Ферапонтовом монастыре была возобновлена монашеская жизнь. Нача­лось его внешнее и внутреннее возрожде­ние. Первоначально он имел статус ставропигиального, но в 1994 году был передан в Московскую епархию.

      26 мая 1999 года совершилось знамена­тельное событие в новейшей истории монас­тыря - были обретены святые мощи его ос­нователя, почивавшие под спудом в течение 573 лет. Они были перенесены в надвратную Преображенскую церковь, а в 2003 году - в собор Рождества Богородицы.

Возрождаются православные монашес­кие обители по всей России. Возрождается и Лужецкий Можайский монастырь, осно­ванный великим русским подвижником, другом и учеником преподобного Сергия, преподобным Ферапонтом. Возрождение обители — нелегкое и небыстрое дело. Однако святой основатель Лужецкого монастыря не оставляет свою обитель без молитвенной помощи.

 

                                   Адрес:   Московская область, г. Можайск, ул. С. Герасимова, 1.

 

                                   Проезд:  электропоездом с Белорусского вокзала Москвы до станции Можайск. Далее -автобусом в сторону Рузы до моста через реку Москва,                                        далее - пешком.

 

Фотографии Монастыря можно посмотреть у нас в ГАЛЕРЕЕ


Яндекс.Метрика