ЗОСИМОВА пустынь

    Основатель небольшого мо­настыря неподалеку от На­ро-Фоминска преподобный Зосима Верховский был со­временником преподобного Серафима Саровского. Он родился 24 марта 1768 года и почил 24 октября 1833 года. Еще до рождения сына отец его услышал во время ночной молитвы слова: «Не учи его светским наукам, но лишь Зако­ну Божию...» Склонность к уединенной мо­литве, подвигам поста и чтению духовных книг стала проявляться у юного Захарии (это было имя будущего старца от креще­ния) достаточно рано. Но будучи дворяни­ном по рождению, он служил в Петербурге в рядах гвардейского Преображенского пол­ка, жил в богатстве и довольстве той жиз­нью, которой жили все его сверстники. Тем не менее, мысль: «Ты будешь монахом» -время от времени появлялась в его душе.

      Весной 1789 года, будучи всего 21 года от рождения, молодой Захария покидает военную службу, выйдя в отставку в чине поручика, и приходит в Рославльские леса, где в то время славились духовными подви­гами иеромонах Адриан и его сподвижни­ки. Захария хотел остаться у них навсегда, но его отправили учиться послушанию и смирению в Коневский монастырь, распо­ложенный на Ладожском озере. Здесь и начался его иноческий путь.

      Захария был пострижен в монашество с именем Зосима и отдан в духовное послу­шание старцу Василиску. Они жили от­шельниками, вдали от монастыря и прихо­дили в обитель лишь на субботу и воскресе­нье. Но и такого уединения им было мало. В 1799 году они покинули Коневец и ушли странствовать по русским монастырям, же­лая научиться безмолвию и Иисусовой мо­литве. Наконец летом 1802 года старец Ва­силиск и отец Зосима оказались в Сибири, неподалеку от Кузнецка, где построили се­бе келейку для уединенной молитвы. Здесь, в лесных дебрях, ничто не отвлека­ло подвижников от сосредоточенного богомыслия и непрестанного творения молитвы Иисусовой. Вот как сами они выражали те чувства, которые переполняли их в эти годы: Нет в пустынном пребывании нашем ни­чего такого, что бы возбраняло или от­влекало от богослужения, удерживало или мешало заниматься чтением Святого Писания и питаться углублением в Богомыслие; напротив, всякий случай и вся­кий предмет побуждают здесь прости­раться к Богу. Кругом дремучий лес, только к небу чистейший и незаграждаемый путь, при­влекающий взоры и желание сподобиться переселиться в то блаженство. 

     Почти двадцать лет прожили отшельники в своем молитвенном уединении. С конца 1810-х годов под их духовное руководство начинают понемногу стекаться люди, искав­шие спасения. Старцы не могли отказать им, и новые подвижники селились вокруг их келлий. Приходили не только мужчины, но и жен­щины, и их не отвергали духовные руководи­тели. В ближайшей деревне  Сидоровке было организовано женское общежитие, которое в 1822 году было переведено в пустующий Ни­колаевский монастырь в городе Туринске.

Отец Зосима привез в Туринский жен­ский монастырь и своих племянниц, желая и для них духовного спасения. Старец Власилиск умер в конце 1824 года и был погребен в стенах Николаевского монастыря. Отец Зосима приехал в 1825 году в Москву и нашел понимание  у святителя Московского Филарета (Дроздова).Святитель благословил старца Зосиму и его сестер, которые были верны ему во время послушания, переехать в Москву.

      20 ноября 1826 года можно считать днем основания новой женской пустыни в Московской губернии. Это была третья (после  Аносиной Борисо-Глебской и Спасо- Бородинской) женской общежительная обитель, основанная великим Московским святителем. Для того, чтобы монастырь стал на ноги, старец Зосима потратил немало трудов и усилий. В благоустройстве нуждались не только внешняя сторона жизни, но и внутренне духовное содержание Старец был примером терпения, смирения, послушания и духовной радости. Жизнь в безмолвии привлекала его по-прежнему. Как только пустынь дыла благоустроена, старец вновь стал удаляться в лесную келлию для уединенной молитвы, а в обитель приходил только на субботу и воскресенье. Он преставился ко Господу 24 октября 1833 года, незадолго приняв великую схиму. После его кончины вода из колодца, который он выкопал сам возле своей келии, стала исцелять приходивших с верой людей.

      В 1841 году по ходатайству святителя Филарета пустынь стала женским общежитием, а в 1856 - монастырем. Храм и другие монастырские постройки были возведены московским купцом С.Л.Лепешкиным.. Участие в  судьбе пустыни принимали грузинские царевичи Ираклий и царевна Тамара. У монастыря было много жертвователей. Первой настоятельницей Зосимовой пустыни стала монахиня ( а в последствии - игумения) Вера (Верховцева), племянница преподобного Зосимы..

     В середине XIX  в обители шло непрекращающееся строительство, был расширен главный, Троицкий собор,  возведена надвратная Одигитриевская церковь, перекрыт сводами святой коло­дец преподобного Зосимы.

      Долгие годы благочинным Зосимовой пустыни был наместник Троице-Сергиевой Лавры, прославленный духовник преподобный Антоний (Медведев). Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь с годами все более процветала, о ней со­ставляли себе самое лучшее впечатление духовные и светские лица, которым дово­дилось посещать эту обитель. Строительство не прекращалось и в конце XIX столетия. В то время в мона­стыре жило уже более двухсот насельниц. Лесные и огородные угодья обители  составляли  в начале XX века более 600 десятин.

      Революция не сразу изменила жизнь Зосимовой пустыни. Поначалу монас­тырь был «реорганизован» в сельхозар­тель, при этом иноческая жизнь не пре­кращалась. Последней настоятельницей стала игумения Афанасия (Лепешкина), правнучка благодетеля обители С.Л. Ле­пешкина. Алабинский врач М.М. Мелентьев вспоминал те годы: В монастыре бы­ло до 200 сестер, в том числе 60 беспо­мощных старух. Всех их нужно было прокормить, обогреть, одеть, обуть. Только в последние 3-4 года (перед за­крытием в 1929 году) монастырь, после революционных потрясений, вновь опра­вился и перестал голодать. Но счастье это было непрочным... 25 мая 1931 года игумения Афанасия вместе со своей послушницей Евдокией Бучиневой была арестована; обе были со­сланы на пять лет в Казахстан. На второй день по прибытии на место игумения Афа­насия скончалась. На следующий день умерла ее послушница Евдокия. До сих пор не известны ни место, ни точное время их кончины. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, посвященный 2000-летию христианства, причислил их к лику святых новомучеников и исповедников Российских.

     Как и все русские монастыри, закрытые во время революционных катаклизмов, Зосимову пустынь новые власти тоже пытались использовать в своих целях. На ее территории размещались инвалидный дом, клуб, госпиталь для бойцов, пионер­лагерь для детей сотрудников Московско­го метрополитена. В колокольне долгие годы помещалась водонапорная башня.

     С 1996 года начинается возрождение Зосимовой пустыни. В 1999 году было принято решение о причислении к лику святых пустынника схимонаха Зосимы (Верховского), выдающегося подвижни­ка, основавшего и окормлявшего два мо­настыря, духовного писателя. 7 марта 2000 года Священный Синод принял ре­шение об утверждении Зосимовой пус­тыни в качестве самостоятельного монас­тыря. Праздник открытия обители состо­ялся 9 апреля 2000 года; праздничную Литургию возглавил митрополит Крутиц­кий и Коломенский Ювеналий, в сослужении архипастырей и духовенства. Торжественное прославление основате­ля пустыни старца Зосимы состоялось 23 июля 2000 года.

    Сегодня в монастыре вновь идет стро­ительство. И хотя продвигается оно не так быстро, как этого хотелось бы насельницам, Зосимова пустынь становит­ся все более известной, уважаемой и посещаемой обителью, восходит от силы в силу, ожидая новых паломниц, кое-кто из которых, возможно, станет ее новыми насельницами.

 

                                      Троице-Одигитриевская женская Зосимова пустынь

                                       Адрес: Московская область, Наро-Фоминский район, п/о Кузнецово

                                       Проезд: электричка с Киевского вокзала Москвы до станции "Бекасово", далее 1,5 км пешком.

 

Фотографии Монастыря можно посмотреть у нас в ГАЛЕРЕЕ


Яндекс.Метрика