Женская Аносина пустынь

      Среди древнейших русских монастырей, история которых порой   насчитывает   
по шестьсот-семьсот лет, Аносин   женский   монастырь,   основанный  около 1820 года, выглядит совсем юным. Однако и в его «биографии» мы встретим, за эти неполных два века, немало славных имен видных деяте­лей Русской Православной Церкви.

                                            Княгиня-инокиня

 

       Основание Борисоглебского монастыря связано с жизнью и трудами княгини Евдо­кии Николаевны Мещерской, урожденной Тютчевой, родной тетки великого русского поэта Ф.И. Тютчева. Евдокия Николаевна родилась в 1774 го­ду, в 1796 году вышла замуж за князя Бори­са Ивановича Мещерского, а всего через два месяца после свадьбы он скончался от горячки. Только сознание того, что она нужна своему будущему ребенку, помогло молодой вдове удержаться от отчаяния. Будучи религиозно настроенной, она в 1810 году начала строить Троицкий храм в селе Аносине (в 35 км от Москвы). Строительство храма благословил Московский митрополит Платон (Левшин). В 1812 году уже были отштукатурены стены и поставлены иконостасы. Нашествие Наполеона помешало окончанию строительства. Французы разграбили господскую усадьбу, растащили церковную утварь и богослужебные книги.После изгнания врага Евдокии Николаевне пришлось занимать деньги, чтобы закончить свое богоугодное дело.В 1813-1814 гг. были освящены приделы Тихвинской иконы Божией Матери и придел в честь благоверных князей Бориса и Глеба.

      Но это было только началом. В 1821 году княгиня по разрешению властей открывает при Троицком храме богадельню на 12 человек в память своего покойного мужа. Спустя некоторое время богадельня по благословению святителя Московского Филарета (Дроздова) была преобразована в женское общежитие для нескольких не­богатых насельниц. Святитель Филаре сам составил для него «Правила», по которым новое духовное общежитие должно было существовать. В шестидесяти шести правилах ясно прослеживается духовно-нравственная цель Аносинского общежития. В них воплощены три главных канонических условия монашест­ва: нестяжание, целомудрие, послушание. Уже на открытии общежития в мае 1822 го­да Владыка Филарет благословил сестрам носить черное одеяние и камилавки без по­крывал. А еще через несколько недель пя­теро из них были облечены в рясофор. И наконец в июне следующего, 1823 года на доклад Святейшего Синода об открытии Борисоглебского Аносинского женского монастыря последовала резолюция импе­ратора Александра I: «Быть по сему».

      Через несколько месяцев княгиня Евдо­кия была пострижена в монашество с име­нем Евгения и поставлена игуменией ос­нованной ею обители. Начались нелегкие годы монашеских подвигов. Мать Евгения старалась утвердить в своем монастыре древний чин иноческой жизни по обще­жительному монашескому уставу препо­добного Феодора Студита. Но помимо духовного строительства новая обитель тре­бовала и строительства материального. За короткое время были возведены святые врата с церковью во имя святителя Димит­рия Ростовского (она была предназначена в основном для мирских прихожан); боль­ница на шесть человек с храмом во имя великомученицы Анастасии Узорешительницы; был возведен новый корпус для келлий, построены башни с погребами и кла­довыми.

     Однако внешнее строительство никогда не заслоняло от игумений Евгении главного дела — духовного созидания. А ведь она, как руководительница, отвечала не только за свое духовно-нравственное состояние, но и за возрастание своих сестер. Строгость устава Борисоглебской обители понималась и принималась не всеми — некоторые сест­ры возмущались, называя мать Евгению су­ровой, непреклонной, безжалостной. И это говорилось о той, которая положила на со­здание новой обители не только всё свое состояние, но и всю свою жизнь.

     Святитель Филарет всегда имел отеческое попечение о Борисоглебской обители и ее игумений . Он по­могал матери Евгении утешением, советом; мог выделить на строительство монастыря немалую сумму денег. На протяжении 1830-х годов он несколько раз посылает игумению Евгению в отпуск — в Киев, в Воронеж, в Троице-Сергиеву Лавру - где она могла бы помолиться, отдохнуть, поправить здоровье, надорванное усиленными мона­шескими трудами. Но жизнь основательницы постепенно подходила к концу. Осенью 1836 года она во второй раз ездила в Воронеж, чтобы по­клониться святителю Митрофану Воронежскому, которого очень чтила, и поддер­жать здоровье. Но уже в январе следующе­го года она сильно ослабла. В последний раз она была на церковной службе 2 фев­раля, в праздник Сретения Господня. А на следующий день, после соборования и молебна перед Тихвинской иконой Божией Матери, тихо отошла ко Господу на 62-м году своей подвижнической жизни...

 

                                         Продолжательницы

 

       Следующей игуменией Аносина монастыря стала мать Анастасия. Она была крестни­цей и воспитанницей матушки Евгении; по­сле пострижения стала ее келейницей, а с 1834 года была и казначеем Борисоглеб­ского монастыря. Став игуменией Аносина через пять дней после кончины матушки Евгении, игумения Анастасия начальство­вала в монастыре семнадцать лет.

      Мать Анастасия считала своим долгом сохранять и под­держивать в обители тот порядок, который был установлен игуменией Евгенией. При ней в обитель поступила послушницей род­ная внучка игумений Евгении - Евдокия Семеновна Озерова. Она была послушни­цей не по имени, а по сути, исполняя самые грубые и тяжелые труды, являясь приме­ром для других сестер.

      Именно ей суждено было стать третьей настоятельницей монастыря, когда игуме­ния Анастасия в 1854 году была переведе­на в Серпуховской Владычный монастырь. К тому времени Аносина обитель терпела нужду. Еще в 1832 году на нее возложена была Московской Духовной консисторией обязанность явно не по силам: обитель на­значили местом покаяния и исправления женщин, уличенных в пьянстве, прелюбо­деянии и других неблаговидных поступ­ках. Кроме того, в обитель присылали и старообрядок для увещания к возвраще­нию из раскола в Православие. И это при том, что в обители не было даже штатного духовника!

      С назначением настоятельницей Евдокии Озеровой (постриженной в монашество с именем Елизаветы, поставленной на игумен­ство с именем Евгении, в память бабушки) Борисоглебский женский монастырь полу­чил новый толчок к своему развитию. Во-первых, игумения Евгения принесла с собой немалые материальные средства, позволившие развивать дальше дело благо­творительности. Во-вторых, ее духовные цели были не менее высоки, чем у первой игумений Евгении. Вот что вспоминала она о том времени, когда жила в Аносиной обите­ли еще послушницей: Не хочу скрывать, что часто смущалась мыслию, видя бес­порядок в обители; потому что стро­гость правила, заведенного первою ма­тушкою игуменией, не была исполняема, но между тем самое неисполнение тяго­тило совесть всех. Не скудость средств меня тревожила, но бестолковость во всем надоедала мне: я теряла терпение, часто роптала, даже мелькала мысль: уж не перейти ли куда в другой монас­тырь. Даже из этого короткого отрывка видно, что в обитель приходила новая хозяй­ка, для которой никакое нестроение в мона­стырской жизни не могло быть маловажным.

      Ей пришлось начинать с ремонта сест­ринских келлий, в которых давно сгнили полы, с наведения порядка в трапезной, с отопления монастырских помещений. А дальше — дальше надо было заботиться о храмовой и келейной молитве, о духов­ном просвещении. Достаточно сказать, что в то время старые монахини учили молодых насельниц, что читать у себя в келлий Свя­тое Евангелие — большой грех.

      Чудесным образом во время строительства монастыря появля­лись жертвователи; под руководством свя­тителя Филарета, а позже — святителя Московского Иннокентия, происходило ду­ховное возрастание обители. В 1870 году произошло в обители небывалое до того времени событие: первая насельница была посвящена во святую схиму. В начале 1870-х годов подлинная духовная дружба связывала мать Евгению с епископом Дми­тровским Леонидом (Краснопевковым), ви­карием Московской епархии. В 1874 году по случаю 50-летия Аносина монастыря матушка Евгения была награждена золо­тым наперсным крестом. Год спустя она была назначена настоятельницей Страст­ного монастыря в Москве и уехала из Бори­соглебской обители; она вернулась в Аносин уже в гробу, 21 апреля 1890 года, и бы­ла погребена рядом со своей бабушкой.

       После кратковременного управления обителью игуменией Рафаилой (1875-1879 годы) ее настоятельницей на долгие сорок лет стала игумения Иоанна, в миру Надежда Николаевна Макарова. Она роди­лась в 1828 году в купеческой семье Мака­ровых, получила образование в Московском пансионе при лютеранской церкви Петра и Павла, а в 1849 году поступила в Аносину обитель. Двадцать лет она была послушницей и только в 1869 году была пострижена в монашество с именем Иоан­ны. Несколько лет исполняла послушание казначеи монастыря, а в 1879 году была возведена в сан игумений. В 1904 году ее наградили золотым наперсным крестом из кабинета Его Императорского Величества. Иоанна не прини­мала никаких личных услуг, сама делала всё в своей келлии: убирала, топила, ставила самовар, отдельного стола не имела, а пользовалась общим, сестрин­ским и, как говорят, за все свое долго­временное игуменство ни разу не нару­шила этого правила.         Церковные службы посещала не пропуская; последний выход ее в церковь был за два дня до смерти...

Замечательна была любовь Аносинской игумений к святому Иоанну Златоусту, имя которого она носила. Изображения святителя, лепные и живописные, во множестве украшали ее келлию; тут же на отдельном столике находились все его творения. Одно только слово Иоанн, где бы оно ни. произносилось, уже умиляло старицу...

      Как настоятельница игумения Иоанна была строга. Принимая в обитель сестер, она брала с них подписку до смерти безвыходно пребывать в монастыре, не разрешала никаких поездок и отпусков на родину. Вела старческое окормление и всемерно заботилась, дабы насельницы обители не проводили время праздно...

     На рубеже веков Борисоглебский Ано-син 3-го класса женский монастырь владел тремя сотнями десятин земли (большую ее часть составляли леса) и получал от казны ежегодный оклад в 337 рублей 46 копеек. Число монахинь и послушниц почти никог­да не превышало двух десятков, зато «по видам проживающих в монастыре» обитало до ста человек. В начале XX века среди церковных людей Аносин Борисоглебский монастырь имел такой высокий духовный авторитет, что его часто называли «жен­ской Оптиной пустынью».

 

                XX век

 

       После революции монастырь существовал еще десять лет, до 1928 года. Жизнь его, Матушка Иоанна была строгой к себе и другим духовной подвижницей. Вот как рассказывает о ней епископ Арсений (Жадановский): Матушка конечно, кардинально изменилась, но ду­ховные дарования насельниц, пожалуй, за­сияли еще ярче в непроглядной и мрачной тьме атеизма, которая заполнила Россию в те нелегкие годы.

    Последней настоятельницей обители ста­ла игумения Алипия (Таишева). В 1923 го­ду, на празднование столетия обители, ее наградили золотым наперсным крестом с украшениями, а казначею Антонию - золотым наперсным крестом.

     В 1925—1926 годах в обитель несколько раз приезжал священномученик Серафим(Звездинский). Живя в монастыре, он не­укоснительно ежедневно служил Божест­венную литургию, постригал во иночество аносинских сестер, причащал насельниц, рукополагал верных братьев из друзей Борисоглебского монастыря во священно­служителей.

      Сестры Аносина монастыря, как и боль­шинство православных людей того време­ни, не избежали гонений, тюрем, ссылок. В 1928 году, в день Пресвятой Троицы, бы­ла совершена последняя Литургия. В тот же день двух священников и семерых на­сельниц арестовали и отвезли в ГПУ. Иконы из храмов уничтожались (предварительно с них смывалось золото «для народной пользы»), архивы и церковная утварь были вывезены в музей города Истра. На основе образцового монастырского хозяйства бы­ла создана сельхозкоммуна, впоследствии преобразованная в колхоз, один из первых в Подмосковье.

     В 1933 году были произведены новые аресты среди аносинских сестер, но и по­сле всех испытаний, уже в послевоенное время, некоторые аносинские сестры духовно окормлялись в храме Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулове, у протоиерея Сергия Орлова. Минули десятилетия. В 1992 году по просьбе схимонахини Анны (Тепляковой), бывшей по­слушницы Аносина Борисоглебского монастыря, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий благословил начать восстановление обители. Первыми насельницами стали сестры Рижского Троице-Сергиева монастыря; священником был назначен насельник Троице-Сергиевой Ла­вры архимандрит Спиридон.

      В то время территория монастыря была занята местной механизированной колон­ной: кучи песка, склады, бензоколонка, железобетонные стены с колючей проволокой. И естественно, развалившиеся хра­мы и заросли бурьяна вокруг... С первых же дней насельницы взялись за работу; вскоре появились и первые благотворители. Осенью 1992 года обитель впервые посетил Святейший Патриарх; впоследствии он бывал в ней не раз, прояв­ляя истинно отеческую заботу.

Труды предстояли немалые. Помимо за­боты о хлебе насущном, помимо восста­новления храмов и домов обители надо бы­ло думать о том, чтобы как можно скорее наладить главное дело любого монашеско­го общежития — молитву. И молитва, с по­мощью Божией, налаживалась. Нелегко было освободить территорию монастыря от прежних жильцов (с этой проблемой несомненно сталкивалась любая возрождавшаяся в 90-е годы оби­тель). Но и здесь помогал Господь. В тра­пезном корпусе, где жили рабочие мехколонны с семьями, даже случился пожар (Божией милостью никто не пострадал!), в результате которого трапезный корпус ос­вободился от жильцов. Они рассказывали позже, как за несколько дней до пожара слышали стук в окна (на втором этаже!), в двери, шаги на чердаке. В случившемся без сомнения была явлена воля Божия. Похожий случай произошел, когда надо было освобождать бывшее здание монастырской пекарни, незаконно занятое дач­никами. На просьбу настоятельницы освободить помещение они ответили отказом и даже пригрозили обратиться в суд. Сразу после этого в помещении обвалился пото­лок, едва не придавив ребенка; испуганные таким странным совпадением, дачники уехали и больше уже не появлялись.

       6 августа 1994 года, на память святых бла­говерных князей Бориса и Глеба, обитель посетила схимонахиня Анна (Теплякова), послушница монастыря в 20-е годы. Она привезла старинные фотографии игумений и сестер. Спустя несколько дней были обнаружены могилы первых игумений — Евгении Мещерской и ее внучки Евгении Озеровой. Через год из Москвы в обитель вернулась Тихвинская икона Божией Матери, которая до закрытия находилась в монастыре. Так че­рез святыни и живых людей налаживалась та духовная связь нового времени с прежним, которая казалась навсегда утраченной. А в апреле 1996 года был проведен первый по­сле возобновления обители монашеский постриг послушниц, которые получили в иночестве имена Евгении и Елизаветы.

      История Аносина Борисоглебского жен­ского монастыря не слишком продолжи­тельна, но не менее славна, чем история лю­бого самого древнего русского монастыря. Ведь монастырское время — время молитвы и подвигов — особое, несущее на себе отпе­чаток вечности. Той вечности, в которой нет ни прошлого, ни будущего, но лишь одно на­стоящее время веры, надежды и любви.

 

          Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь

           Адрес: Московский область, Истринский район, село Аносино, п/о Павловская Слобода.

           Проезд:  электропоездом с Рижского вокзала Москвы или станции местро Тушинская до станции Нахабино (33 км). Далее - автобусом №22 до остановки

           "Аносино! (14 км).

 

Фотографии Монастыря можно посмотреть у нас в ГАЛЕРЕЕ


Яндекс.Метрика