Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, расположенный примерно в пятидесяти километрах к западу от Москвы связан с именем одного из самых выдающихся людей всей тысячелетней истории Русской Православной Церкви - Святейшего Патриарха Никона (1605—1681).
Историк В.О. Ключевский писал, что В XVII веке не было в России личности более великой, чем Патриарх Никон, — как по тем деяниям, которые он успел совершить, так и по масштабу замыслов, которые он вынашивал в своем сердце.
Мысль о создании Новоиерусалимского монастыря рождался у Патриарха Никона постепенно. Сам по себе этот замысел был грандиозен: Никон хотел создать в России место, которое являлось бы изображением, своего рода пространственной иконой святых мест Палестины, где совершился Крестный Подвиг Спасителя.
В 1656 г. близ старой Волоколамской дороги, на берегу реки Истры, Никон приобрел село Воскресенское. Патриарх давно полюбил его за живописность и умиротворяющий дух. Расчистили лес, выровняли склоны холмов и заложили обитель, будущий «остров православия», где планировалось воспроизвести в миниатюре все главные святыни палестины. Похожи на свои исторические первообразы горы Фавор и Ермон, удивительно напоминает Иордан и по ширине, и по виду своих берегов река Истра. Ручей, с трех сторон огибающий монастырь, был назван потоком Кедрским или Кедроном; село Микулино, расположенное в версте к северу от обители, получило название села Скудельничего. Березовая роща, раскинувшаяся к западу, стала Гефсиманским садом.
Главный соборный храм монастыря был посвящен Воскресению Христову и устроен по образцу Иерусалимского храма. Под главным куполом храма место Гроба Господня, над которым построена Кувуклия, внутри которой помещалась Плащаница, заменяющая сам Гроб. Итак, Патриарх Никон как бы переносил всю Святую Землю, которая уже долгие века находилась под властью сначала арабов, а потом османских турок, в Россию, ставшую к середине XVII века самой могущественной и влиятельной православной державой. Сила России требовала соответствующей славы. Уже век или даже больше в сознании русских православных людей жила идея-формула: «Москва — Третий Рим, а четвертому не бывать». Эта идея касалась прежде всего государственного, политического значения России. Но рядом с ней формировалась и другая, более высокая мысль: «Москва — Второй Иерусалим». И здесь речь шла уже о духовном православно-церковном расцвете русского общества, о том, что Святая Русь должна стать и уже становится преемницей Святой Земли.
В центре обители вскоре выросла временная деревянная церковь Воскресения Христова. Затем чуть в стороне от монастыря была возведена каменная келлия для Патриарха, построенная по образцу афонских монашеских келлий. Это маленькое четырехэтажное здание единственное, сохранившееся в монастыре со времени его создания и вообще одно из немногих дошедших до нас жилых строений того времени. На первом этаже его располагаются четыре комнаты, на втором - трапезная Патриарха; третий этаж — жилая келлия с небольшим храмом и приемная. Четвертый ярус - плоская крыша, огороженная перилами, на которой — отдельно стоящая спальня с каменным ложем и маленький храм во имя первоверховных Апостолов Петра и Павла с колокольней.
1 сентября 1658 года на месте деревянной церкви началось возведение неслыханного и невиданного собора – иерусалимского храма Гроба Господня. Чтобы как можно точнее воспроизвести последний, при строительстве ориентировались на его кипарисовую модель, которую в 1649 г. прислал Никону иерусалимский патриарх Паисий. Использовалось и подробное описание оригинала с указанием всех размеров, выполненное специально посылавшимся в Иерусалим иеромонахом Арсением (Сухановым). Вместе с тем зодчие отошли от слепого копирования образца: Воскресенскому собору придали облик, отвечающий прежде всего представлению русского человека о храме и самой Святой земле.
Итак, великое строительство начинал опальный Патриарх, человек, со всех сторон теснимый недоброжелателями. Зато строительство это шло не только под его личным руководством, но и при самом прямом участии. Патриарх вместе с другими трудниками носил кирпичи на строительстве, копал пруды и запускал в них рыбу, строил мельницы, выкорчевывал деревья, осушал болота, сажал огороды, косил сено. И это притом что на теле его всегда были железные вериги, до сих пор хранящиеся в музее Нового Иерусалима.
Восемь лет, отпущенные Святейшему Патриарху на строительство Нового Иерусалима, не прошли даром. К 1666 году грандиозное здание Воскресенского собора было доведено до сводов, и его внешний вид почти определился. Были намечены и другие «святые места» в окрестностях. В декабре 1666 г., когда в судьбе Никона произошли роковые перемены (его сослали в Ферапонтов монастырь), все работы в Новом Иерусалиме прекратили на долгие тринадцать лет.
В 1679 году молодой царь Феодор Алексеевич издает указ о возобновлении строительства. В то же время он пишет грамоту ссыльному "иноку Никону" , в которой просит прощения от отца, несправедливо осудившего Святейшего Патриарха. С 1679 по 1685 г. возвели монументальный центральный купол и каменный шатер ротонды, украсили интерьеры, достроили подземную церковь Святых Константина и Елены в честь обретения Креста Господня, во время сооружения которой чудесно открылся источник чистейшей вод, названный Животворным.
В январе 1685 г. храм осветили. Действительно, он получился изумительный. Размерами и общей схемой расположения он был очень близок к палестинскому образцу. Здесь воссоздали Голгофскую церковь, часовню Гроба Господня (Кувуклию), приделы, связанные со Страстями Христовыми (около 30 приделов) и др.
Снаружи и изнутри храм отделали богатейшими полихромными израсцами. Они образовывали карнизы, пояса, обрамления окон, порталы и целые иконостасы. На горнем месте устроили престолы для пяти вселенских патриархов, а с внутренней стороны высокого иконостаса – семиярусные хоры. Особенно величественно выглядела ротонда над Кувуклией. Но в 1723 году рухнул шатер над ротондой святого Гроба, еще через три года храм сгорел. Его заново отстроили по указу Елизаветы Петровны в 1749—1756 годах. Проект разработал В. Растрелли (в характерном для того времени стиле барокко), руководил строительством архитектор К. Бланк. В 1758 г. Воскресенский собор обрел новое, изумительное по красоте завершение – легкий, воздушный, пронизанный множеством окон шатер, увенчанный яркой золотой главой. Попутно храм отремонтировали и слегка переоформили в традициях уже нового 18 столетия. Восточный фасад украсили барочным фронтоном, пустили по бирюзовому фону стен рокайльную лепнину. Великий князь Александр Николаевич (будущий Александр II) облицевал мрамором стены Кувуклии. В 1860 г. в ее стену встроили частицу иерусалимского Гроба Господня. « Храм отличался великолепной акустикой и одновременные службы в разных приделах не мешали друг другу, звуки молений не заглушались и не сливались». Еще раньше, на рубеже XVII - XVIII веков, по указу Петра деревянные монастырские стены были заменены каменными с надвратным храмом в честь Входа Господня в Иерусалим.
Трагические события XX века не обошли монастырь стороной. Он был закрыт в 1919 году, в 1920 на его базе был создан Художественно-исторический музей. Основную его коллекцию составили национализированные ценности монастырской ризницы. Великая Отечественная война также не пощадила монастырь. В декабре 1941 года отступавшие немцы взорвали Воскресенский собор, колокольню, а также другие постройки обители. В огне пожара погибли храмовые иконы. Разрушение Новоиерусалимского храма фигурировало в обвинительном заключении Нюрнбергского процесса как одно из вопиющих преступлений против культуры.
После войны в Новом Иерусалиме начались восстановительные работы, продолжавшиеся долгие годы. В целом обитель была восстановлена еще в советское время. В 1994 году Воскресенский Новоиерусалимский монастырь был возвращен Церкви, с 1995 года начались богослужения в Воскресенском соборе. В 1997 году Святейший Патриарх Алексий освятил чином великого освящения трапезный зимний храм в честь Рождества Христова, а в 1999-м — придел в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Новый Иерусалим – был и остается свидетелем величия наших предков, масштабности их духовных и государственных идей, горения их сердец православной верой.
Новый Иерусалим имеет немало чтимых святынь: мощи святой мученицы Татианы, икону «Троеручица», святой источник, вода из которого поступает в Гефсиманский сад. Но не менее чтима и гробница Святейшего Патриарха Никона в Иоанно-Предтеченском приделе Воскресенского собора. Каждый вторник перед ней совершаются панихиды.
Адрес: Московская область, г. Истра, ул. Советская, дом 2.
Проезд: электропоездом с Рижского вокзала Москвы до станции Истра (58 км). Далее на маршрутном такси или автобусе до ост. "Музей".
Фотографии Монастыря можно посмотреть у нас в ГАЛЕРЕЕ