Можайский Лужецкий мужской монастырь тесно связан с двумя великими русскими северными обителями — Кирилло-Белозерским и Ферапонтовым монастырями: у исторических истоков этих трех монашеских обителей стоял один и тот же подвижник — преподобный Ферапонт Белозерский.
Волоколамский дворянин Федор Поскочин с юных лет начал мечтать о монашестве, о духовной жизни - одновременно деятельной и созерцательной. Но осуществить свое сердечное намерение ему довелось только в зрелых летах. Примерно около 1370-го года Федор пришел из Волоколамска в Москву и здесь, в Симонове монастыре, был пострижен в монашество с именем Ферапонт. Ему было в то время около сорока лет.
Духовное общение инок Ферапонт имел со своим другом Кириллом (впоследствии Белозерским) и великим Игуменом Русской земли преподобным Сергием Радонежским, который часто навещал Симонову обитель. Новый монах очень скоро обратил на себя внимание братии монастыря - он вел жизнь по-настоящему строгую и подвижническую. Однако и этого ему было мало -- его душа стремилась к отшельничеству, к подвигам монашеского делания в «пустыне». Однажды другу его, преподобному Кириллу, во время молитвы перед иконой Божией Матери последовало откровение, в котором ему повелевалось идти на Белоозеро и основать там новую иноческую обитель. Откровение это отвечало и внутреннему желанию инока Ферапонта, поэтому они, нисколько не медля, оставили Симонов монастырь и ушли на Белоозеро, где выкопали себе пещеру на берегу Сиверского озера. Так было положено начало знаменитому Кирилло-Белозерскому монастырю.
Но только год прожили друзья вместе. Возжелав уединенной жизни Ферапонт выкопал себе пещеру в пятнадцати верстах от Сиверского озера, между Пасским и Бородавским озерами. В скором времени вокруг преподобного Ферапонта собралась монашеская община и по просьбе братии был основан монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Преподобный Ферапонт, очевидно, думал, что он уже обрел постоянное место своих подвигов. Но Господь судил иначе.
Белозерские места в то время принадлежали Можайскому князю Андрею Димитриевичу, сыну великого Димитрия Донского. Будучи благочестивым, князь Андрей желал устроить в Можайске монашескую обитель, но не мог найти духовно опытного человека, который бы взялся за это нелегкое дело. Однажды
ему рассказали, что в его вотчине на Белом озере живет некий пустынник, основавший обитель.
Услышав о благочестивом иноке Ферапонте, основавшем в его белозерских землях монашескую обитель, князь Андрей отправил в его монастырь щедрую милостыню, а вместе с ней - письмо, в котором просил подвижника прийти к нему для важного секретного разговора. Преподобного Ферапонта, который не искал ничего, кроме уединения в пустыни, эта просьба встревожила: он не собирался покидать любимую его сердцу обитель.
После совета с братией он написал князю послание, в котором говорилось, что он не может оставить дарованного ему Богом
места уединения. Но княжеский посланец и братия монастыря все же умолили его побывать у князя, и преподобному пришлось отправиться в путь.
В Можайске его встретили с великими почестями. Убедившись, что преподобный Ферапонт - именно тот муж, который может выполнить задуманное дело, князь Андрей открыл ему свое давнее намерение. Преподобный долго отказывался от этого нелегкого дела, но князь был настойчив и наконец получил согласие преподобного. Ферапонт сам избрал место для новой обители. Он нашел его всего лишь в версте от Можайска, среди лужков, отчего монастырь и получил название Лужецкий.
Основание обители произошло в 1408 году. Очень скоро была поставлена первая, деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Опытный духовный муж, преподобный Ферапонт был для нового монастыря настоятелем, отцом, светочем Православия. Тем не менее он еще надеялся вернуться на Белоозеро, надеялся закончить свои дни отшельником, чтобы вкусить столь любимого им безмолвия. Надеждам этим не суждено было осуществиться. Почти двадцать лет — все, что осталось ему в земной жизни, он провел в Лужецком монастыре и отошел ко Господу в 1426 году, в возрасте около девяноста лет. Московский Собор 1527 года причислил его к лику святых.
За шесть веков своего существования Лужецкий монастырь видел немало и светлых, и пасмурных дней. Создание архитектурного ансамбля монастыря связано с именем еще одного выдающегося церковного деятеля — святителя Макария, митрополита Московского. В начале XVI столетия он был игуменом Лужецкого монастыря. Уезжая в Новгород, куда его ставили епископом, Макарий сделал крупный денежный вклад в казну обители. На этот вклад в первой половине XVI столетия был выстроен величественный пятиглавый собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, трапезная с храмом. В своем нынешнем виде монастырский ансамбль сложился к концу XVII века.
Архитектурный облик собора Рождества Богородицы лишен каких либо излишеств. Это простой пятикупольный четырехстолпный храм, поднятый на высокий подклет. Строен он из кирпича, имеет три алтарные апсиды. Выразительность собора следует связать не с какими-либо особенностями декора, но с очень продуманным сочетанием форм. Долгое время купола собора оставались покрыты деревянной чешуей. Фрески были созданы сразу же после возведения собора. В оконных проемах до сих пор сохранились небольшие "лоскуты" фресок.
Колокольня Можайского Лужецкого монастыря строилась довольно долго. Начали ее в 1673 году, а закончили в 1692 году. Колокольня имеет около 35 м в высоту. Нижняя ее часть состоит из трех ярусов, на которые поставлен восьмигранный шатер с тремя рядами окошек. Венчает шатер небольшая луковичная главка. По устройству шатер с ярусом звонов напоминает многие колокольни 17 в. Получается, что мастера "стилизовали" свое творение под более поздние древние постройки. А это было совершенно нехарактерно для зодчих 18 в. Расположенная прямо против Святых врат, церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы с примыкающей к ней трапезной палатой - одно из старейших каменных зданий обители. Старше ее - лишь Собор Рождества Богородицы.Она существовала уже в 1547 году. Первоначальной Введенская церковь была построена с шатровым завершением, но после пожара 1717 года ее подвели под одну кровлю с трапезной.
Каменные Святые ворота в монастыре существуют, предположительно, с первой половины 17 в. Как указывает Дионисий (Виноградов), церковь была "холодная и неудобная к частым богослужениям". Он жи писал, что в храме были резные деревянные Царские врата - "Очень древние, служат едва ли менее 300 лет".
Ограда Лужецкого монастыря оставалась деревянной вплоть до 1680 года, когда начали возводить вокруг обители каменную ограду. Сначала стена была покрыта тесом и имела четыре круглые башни по углам. Пятую башню, квадратную, возвели в 1768 году. К 18 веку относится строительство и шестой круглой башни. Ремонтам и незначительным переделкам стена подвергалась на протяжении всего 19 века. Значительный ущерб нанесли монастырской ограде французы: 220 пробоин для орудий, сделанных ими в стене, "залатали" только в 1882 году.
Несколько раньше, в начале XVII века, обитель несколько раз разоряли литовцы и поляки, хотя в царствование Бориса Годунова монастырь был сильно укреплен. После нескольких набегов в течение Смутного времени обитель долго восстанавливалась. Бывали бедствия и более прозаические: например, пожар 1732 года, уничтоживший много построек. В 1812 году Лужецкая обитель, как и все монастыри к западу от Москвы, снова оказалась во фронтовой зоне. «Цивилизованные» французские солдаты не считались с «варварской» верой русских: во Введенской церкви они устроили казарму и молотили рожь, в храме преподобного Ферапонта у них была столярная мастерская, в келлиях и трапезной держали лошадей. При бегстве наполеоновского войска двор монастыря оказался завален убитым скотом, а по храмам и келлиям были разбросаны мешки с порохом. «Для верности» зажгли иконостас соборного храма. По счастью, монастырский служитель, заметив пламя, прибежал в храм и успел предотвратить взрыв, но обители все равно понадобились годы, чтобы ликвидировать последствия военной разрухи.
XIX век для Лужецкого монастыря прошел спокойно, как, впрочем, и для большинства русских обителей. В монастырь приходило множество паломников, чтобы поклониться мощам преподобного Ферапонта, которые почивали под спудом. Рядом с монастырем под сенью деревянной часовни сохранялся колодец преподобного Ферапонта. Достопримечательностью обители был и 85-пудовый колокол «Полиелейный», отлитый в 1648 году.
Монастырь был закрыт в 1926 году; началось его разорение и запустение. В 1928 году начали разрушать Ферапонтов храм. До войны в монастыре устроили фурнитурную фабрику, а также цех по производству медицинского оборудования. На могилах монастырского кладбища устроили гаражи со смотровыми ямами: до недавнего времени половодье и дожди вымывали останки погребенных в монастыре людей. Во время Великой Отечественной войны монастырь использовался как лагерь для военнопленных; после освобождения Можайска он опять использовался как лагерь для заключенных, но теперь уже органами НКВД.
Частичная реставрация монастыря началась лишь в 1960-х годах; впрочем, еще и в середине 80-х монастырь оставался фактически бесхозным.
Наконец в 1993 году в Лужецком Можайском Ферапонтовом монастыре была возобновлена монашеская жизнь. Началось его внешнее и внутреннее возрождение. Первоначально он имел статус ставропигиального, но в 1994 году был передан в Московскую епархию.
26 мая 1999 года совершилось знаменательное событие в новейшей истории монастыря - были обретены святые мощи его основателя, почивавшие под спудом в течение 573 лет. Они были перенесены в надвратную Преображенскую церковь, а в 2003 году - в собор Рождества Богородицы.
Возрождаются православные монашеские обители по всей России. Возрождается и Лужецкий Можайский монастырь, основанный великим русским подвижником, другом и учеником преподобного Сергия, преподобным Ферапонтом. Возрождение обители — нелегкое и небыстрое дело. Однако святой основатель Лужецкого монастыря не оставляет свою обитель без молитвенной помощи.
Адрес: Московская область, г. Можайск, ул. С. Герасимова, 1.
Проезд: электропоездом с Белорусского вокзала Москвы до станции Можайск. Далее -автобусом в сторону Рузы до моста через реку Москва, далее - пешком.
Фотографии Монастыря можно посмотреть у нас в ГАЛЕРЕЕ