Саввино-Сторожевский Звенигородский монастырь имеет славную и знаменательную историю. Его судьба была неразрывно и тесно связана с судьбой русских царей; звон его главного колокола по имени Благовестник, весом более двух тысяч пудов, был слышен, по свидетельству очевидцев, в самой Москве; о чудесах, которые происходили по молитвам святому ее основателю, знала вся Россия.
У истоков Саввино-Сторожевской обители стоит один из ближайших учеников и верных сподвижников Игумена Земли Русской преподобного Сергия Радонежского - прославленный Звенигородский чудотворец преподобный Савва Сторожевский. Будущий великий святой пришел на Маковец, в обитель преподобного Сергия совсем юным. Около 1345 г. он принял монашеский постриг и был наречен в честь подвижника преподобного Саввы Освященного. Можно предположить, что происходил он из знатного рода, так как оставил в миру значительное имущество, поменял мягкие одежды на грубую монашескую власяницу. Год за годом, десятилетие за десятилетием проходили в простом и монашеском делании - молитве, посте, телесным трудам. Его рукополагают в священники, назначают духовником обители. Преподобный Савва был окружен всеобщим уважением и почитанием за духовную опытность и рассудительность.
В 1392 г. великий Игумен Русской земли отошел ко Господу, поручив обитель преподобному Никону, но тот вскоре ушел. в затвор. Тогда братия избирает настоятелем Троице-Сергиевой обители Савву.
В 1396 г. князь Юрий ( сын Димитрия Донского) обнаружил на своих землях залежи ценного строительного материала в том числе и белого камня. В Звенигороде был заложен собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Этот собор до сих пор считается самым древним из всех сохранившихся на Московской земле храмовых зданий. Собор расписывали опытные иконописцы при участии молодого монаха Андрея Рублева. В 1309 г. князь Юрий Димитриевич приглашает для устроения и духовного окормления Савву, он смиренно принимает это приглашение. В то время Звенигородское княжество было оплотом, форпостом Москвы при всех нашествиях врага с запада. Город был укреплен военными сторожами, располагавшимися на холмах левого берега реки Москвы. На одном из таких холмов преподобный Савва основал новый монастырь, получивший со временем название Саввино-Сторожевский.
Первый храм монастыря, построенных вокруг векового леса, был посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы. Строительство шло быстро. Вокруг первого храма возникали все новые и новые иноческие келлии. Звенигородская земля становилась рубежом не только военной, но и духовной обороны Москвы. Князь Юрий должен был отправиться на войну с камскими булгарами. Как некогда его отец, великий князь Димитрий Донской, приходил к преподобному Сергию, чтобы взять благословение на Куликовскую битву, так ныне князь Юрий пришел к своему духовному отцу, преподобному Савве, чтобы взять благословение на этот военный поход.
Он был утешен и обнадежен. Господь поможет тебе, - сказал ему преподобный, - и врагов одолеешь, и, благодатью Божией, возвратишься невредим. Эти слова стали пророчеством: всего за три месяца князь Юрий с дружиной совершил дальний поход, взяв многие города неприятеля, и с большой добычей возвратился домой. И первым долгом его было — прийти с благодарственным поклоном в обитель своего духовника, друга и молитвенника. Преподобный Савва, спасаясь от растущей людской славы и ища монашеского уединения, выкопал себе пещеру в версте от монастыря, в овраге речки Разводни, и когда только мог, уходил туда молиться.
Праведная кончина Саввы пришлась на 3 декабря 1406 года; ему было тогда около восьмидесяти лет, из них шестьдесят лет он прожил в монашеском подвиге.
Прославление
Добрую славу у верующих православных людей преподобный Савва снискал еще при жизни. После смерти же Сам Господь прославил Своего угодника. Вот как была написана первая икона преподобного Саввы Сторожевского.
Около 1430 года обителью управлял четвертый по счету игумен, отец Дионисий, мастер иконописного дела. Однажды ночью, когда игумен отдыхал после трудов и молитвенного правила, ему явился во сне благообразный седой старец и сказал: «Дионисий, встань и напиши мой образ». Дионисий, никогда при жизни не видевший преподобного Савву, спросил: «Отче, кто же ты и как твое имя?» Старец ответил: «Я — Савва, начальник этого места».
Проснувшись, Дионисий призвал к себе одного из старых монахов, по имени Аввакум, и спросил, каков был видом преподобный Савва. После рассказа Аввакума он окончательно убедился в том, что его посетил сам основатель обители. Вскоре икона была написана и стояла над дубовым гробом, в котором находились мощи преподобного.
Это было, видимо, первое чудо преподобного Саввы, произошедшее после его кончины. Таких чудес в последующее время было немало. Это и судьба основанной преподобным обители, даже после заката удельного княжества, связанного со смертью в 1434 году Юрия Димитриевича - духовная жизнь Саввино-Сторожевского монастыря развивалась по духовным, а не материальным законам. Умалялся город, но рос монастырь, ведь основой его развития был молитвенный подвиг братии и предстояние на Небесах пред Богом преподобного Саввы. Поэтому даже в годы жестоких княжеских междоусобиц обитель развивалась и крепла. Удивительно то, что порой даже враждующие княжеские семьи одинаково заботились о монастыре на Сторожах, наделяя его землями, строя новые здания, делая богатые вклады.
Великий русский государь Иоанн III, при котором Россия вошла в число значительных европейских государств, а ее территория выросла в пять раз, прекрасно понимал значение Звенигорода как военного и духовного форпоста. Он даже сам управлял этим городом и был верховным судьей по монастырским делам Саввино-Сторожевской обители. Почитание преподобного Саввы и его монастыря росло год от года; нередко происходили исцеления у гроба преподобного; он являлся людям, находившимся в особо тяжелых жизненных обстоятельствах. Неоднократно засвидетельствованная святость преподобного Саввы была окончательно оформлена на Первом Макарьевском соборе 1547 года, когда преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский, был канонизирован Церковью как общерусский святой. На этом же соборе были причислены к лику святых великие русские люди — Александр Невский, Никон Радонежский, Павел Обнорский, Зосима и Савватий Соловецкие.
После прославления поток богомольцев и благодетелей хлынул в Саввино-Сторожевский монастырь с новой силой. Знатные люди — Ртищевы, Болотниковы, Карповы — почитали за честь быть богомольцами Сторожевской обители. А в самом монастыре к Рождественскому собору бы пристроен придел, освященный в честь преподобного Саввы Сторожевского.
В XVI веке территория обители была увеличена, появлялись новые постройки. Царь Иоанн Грозный, отличавшийся в начале своего правления истовым благочестием, приезжал в монастырь вместе со своей любимой супругой Анастасией. В то время в обители было около восьмидесяти монахов; некоторые из них имели духовную переписку с самим митрополитом Московским...
Век смуты и славы
Смутное время начала семнадцатого столетия не могло обойти Звенигород и Саввин монастырь стороной, ведь он стоял на большой дороге, по которой веками спешили к Москве с Запада толпы «цивилизованных" захватчиков. На этот раз нашествия иноплеменных а междоусобные брани затянулись. Не успели разгромить первого самозванца, как появился второй, известный под именем «тушинского вора». И опять шли на Москву полки поляков и литовцев, сопровождаемые толпами мятежных запорожцев, донцов, черкесов. И опять лилась кровь, горели русские города.
Но всему бывает конец. Кончилась и Смута, когда сам народ встал на защиту своего отечества, руководимый лучшими людьми - Патриархом Ермогеном, князем Димитрием Пожарским, нижегородским старостой Козьмой Мининым. А с февраля 1613 года Россия обрела нового царя, избранного Собором всей земли, - молодого Михаила Феодоровича Романова...
Настало время залечивать раны. Восстанавливался и заново строился и Саввино-Сторожевский монастырь, разграбленный и выжженный захватчиками. Разорение преодолевалось с трудом: не хватало людей, повыбитых войнами, земли не обрабатывались и быстро зарастали. Достаточно сказать, что в Звенигородском уезде поросло лесом более 90 процентов пашен. Точно так же, в десять раз, сократилось и население уезда.
Только с конца 20-х годов XVII века началось некоторое оживление. И лишь к середине столетия Россия пришла в себя и залечила раны Смутного времени. В середине XVII века начинается небывалый расцвет Саввино-Сторожевского монастыря. Это было связано с воцарением на престоле второго царя из династии Романовых - Алексея Михайловича. Детские годы царевича Алексея прошли под надзором «дядьки», боярина Бориса Морозова, имевшего большой загородный двор совсем недалеко от Сторожевского монастыря. Очень часто Морозов и царевич ездили на богомолье в эту обитель; Алексей Михайловича с юных лет глубоко чтил преподобного Савву, любил его монастырь. Всего через несколько месяцев после своего венчания на царство, в декабре 1645 года, Алексей Михайлович снова едет на богомолье к Савве Сторожевскому, уже как Государь всея Руси. А в следующем году Московский печатный двор издает Жития самых любимых русских святых — Сергия и Никона Радонежских и Саввы Сторожевского. С того времени поток царских благодеяний монастырю не иссякает: он же со всем семейством бывает на богомолье у преподобного Саввы по несколько раз в год, а иногда, как настоящий паломник, идет несколько десятков верст пешком.
В 1649 году начинается обновление Сторожевского монастыря: дружина царских иконописцев расписывает Собор Рождества Пресвятой Богородицы. До этого они расписывали Успенский собор Московского Кремля. В течение этого года царь передает в обитель два ценных вклада -серебряную золоченую водосвятную чашу и Евангелие, украшенное чеканкой, финифтью и драгоценными камнями. А спустя время Алексей Михайлович пожертвовал в монастырь одну из самых дорогих своих реликвий — Псалтирь, по которой он мальчиком учился читать. Был отлит и самый большой колокол — Благовестник, весом чуть ли не в полторы тысячи пудов.
Все эти дары и вклады были подготовкой к главному событию• - обретению 19 января 1652 года святых мощей преподобного Саввы. Торжества собрали в обитель сотни самых знатных людей государства во главе с царской семьей, Патриархом Иосифом, Новгородским митрополитом Никоном, будущим русским патриархом. Обитель сверкала новыми храмами, стенами, башнями — строительство велось поистине на государственном уровне. Органичной частью всего архитектурного комплекса стали Царский дворец и Царицыны палаты.
В последующие годы 19 января царь всегда старается быть в Саввино-Сторо-жевском монастыре, по возможности -вместе со Святейшим Патриархом Никоном. В 1656 году Россию посетил Антиохийский Патриарх Макарий, и Алексей Михайлович пригласил его в свою любимую обитель на праздник обретения мощей преподобного Саввы. Монастырь, являвшийся фактически загородной царской резиденцией, поразил иностранцев своим царственным великолепием. После смерти Алексея Михайловича его сын, царь Феодор Алексеевич, также не забывал монастыря на Сторожах, заботясь о его благолепии, оделяя его богатыми вкладами. Но брезжил рассвет новой эпохи — эпохи петровских реформ, и судьба Саввино-Сторожевского монастыря, вместе с судьбой всей Русской Православной Церкви, должна была круто измениться.
Времена императоров
Отношение Петра к монашеству и монастырям известно. Радея о материальной пользе государства, Петр не хотел принимать в расчет пользы духовной и нравственной. Поэтому, начав строить в Воронеже флот, он и монастыри обязал в этом участвовать. Саввино-Сторожевский монастырь тоже вошел в «галеркумпанство» и стал собирать деньги на строительство галеры. Отнимая у Церкви ее имения, государство почти ничего не давало взамен. Результат не замедлил сказаться. Вот отрывок из челобитной царю Петру архимандрита Сильвестра, настоятеля Сторожевского монастыря: ...Мы нищетою стеснены, гладом истаеваем, и сама обитель святая от многая кровельныя течи с нами непрестанно плачет, видя свое разорение; понеже строение ея обветшало, кровля и своды разваляются, а построить нам не на что...
После смерти Петра положение Церкви в государстве принципиально не менялось. Очень плохо было при Анне Иоанновне, легче стало при Елизавете Петровне. Тем не менее к середине столетия здания Сторожевского монастыря так обветшали (а денег из казны категорически нельзя было получить), что монастырское начальство попыталось спасти положение, возложив дополнительные налоги на своих крестьян. В ответ вспыхнули бунты, продолжавшиеся более половины 1 760 года.
Восстановительные работы в Саввино-Сторожевском монастыре начались лишь в царствование Екатерины II, которая, кстати, дважды посещала обитель. Впрочем, это никак не помешало ей в 1764 году отобрать все земельные владения монастыря в государственную казну. По штатному расписанию обитель становилась первоклассной, с разрешенным количеством монахов 33 человека. К концу столетия духовное лицо сделалось в российском обществе настолько «подлым», что всякий священнослужитель был презираем «образованным» дворянским сословием. По словам одного писателя, ругнуть попа считалось признаком хорошего тона и свободного от суеверий образования.
XIX век
Война 1812 года изменила многие ценности в общественном сознании, а точнее, возродила вновь традиционные ценности русского человека. Все лучшие национальные силы объединялись в одном усилии, одном порыве на основе православной веры и любви к отечеству. И православный священник, пастырь, вновь занял подобающее ему место в русском обществе, благословляя идущих на бой с врагом, молясь за христолюбивое воинство и за всех страждущих и труждающихся. Саввино-Сторожевский монастырь, как и при любом нашествии с Запада, снова оказался в самом эпицентре событий. В конце августа 1812 года в обители разместился штаб 4-го корпуса французской армии и его командир — вице-король Италии Евгений Богарне. С этим человеком произошло событие, которое можно считать одним из самых удивительных чудес хозяина обители преподобного Саввы Сторожевского. Вот как рассказывал об этом спустя годы сын Евгения Богарне герцог Максимилиан Лихтенбергский:
Было уже около десяти часов вечера. Отец мой, утомленный от большого перехода верхом, отправился в особую комнату, где ему приготовили кровать, на которую он, не раздеваясь, лег и скоро заснул сном праведника. Здесь он не может припомнить, во сне или наяву, но он видит, что отворяется дверь, в его комнату входит тихими шагами человек в черной длинной одежде, подходит к нему так близко, что он мог при лунном свете разглядеть черты лица его. Около минуты стоял он, как бы рассматривая принца, наконец тихим голосом сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь и особенно уносить что-нибудь из церкви. Если ты исполнишь мою просьбу, то Бог тебя помилует, и ты возвратишься в свое отечество целым и невредимым». Сказав это, старец тихо вышел из комнаты.
Принц, проснувшись на рассвете, сейчас же вспомнил это видение... Принц пошел посмотреть церковь, у входа которой стояли часовые. Войдя в храм, он увидел гробницу и образ, который поразил его сходством с человеком, представившимся ему ночью. На вопрос его, чей это портрет, один из бывших тут монахов отвечал, что это образ святого Саввы, основателя монастыря, которого тело лежит в этой гробнице. Услышав это, принц с благоговением поклонился мощам святого и записал его имя в своей памятной книжке... Принц Евгений исполнил просьбу преподобного Саввы, а преподобный сдержал свое слово: принц вернулся домой целым и невредимым, хотя участвовал во множестве сражений. Мало того, даже после падения Наполеона он остался любим и уважаем французами, тогда как другие маршалы императора погибли все. Умирая, принц Евгений рассказал о чуде преподобного Саввы своему сыну и завещал своей семье всегда чтить этого великого святого.
В этой необычной истории удивительно все. И то, что православный святой явился иноверцу, волею обстоятельств врагу России; и то, что принц Евгений оказался столь чутким и честным человеком, что сразу поверил слову святого; и то, что весь род Богарне с тех пор почитал преподобного Савву как своего покровителя.
До 15 октября Звенигородский уезд был под властью французов. Ясно, что нашествие, как и всякое нашествие, сопровождалось грабежами и бессмысленным уничтожением ценных исторических реликвий: обдиралось серебро с напрестольных Евангелий, расхищалась церковная богослужебная утварь, иконы, портреты царей; была разломана и сожжена кровать Алексея Михайловича. Но храм Рождества Богородицы, в котором покоились мощи преподобного Саввы, оказался, стараниями Евгения Богарне, практически не тронут. Не один год пришлось восстанавливать монастырь после нашествия наполеоновских войск. Еще в 1820 году император Александр I подписал распоряжение о выдаче обители пособия в 6000 рублей.
В 1839 году стало известно о чуде, произошедшем с принцем Евгением: о нем рассказал его сын, герцог Лихтенбергский, приехавший в Россию и поклонившийся мощам преподобного Саввы. В монастырь приезжали на богомолье царствующие особы - император Николай I, будущий Александр II, тогда великий князь.
В 1840-е годы происходило немало чудес и исцелений на святом источнике, по преданию - вырытом самим преподобным. Все это приносило новую славу обители, привлекало в нее новые тысячи молящихся, страждущих, недужных. В июле 1847 года было совершено торжественное перенесение мощей преподобного - они были положены в заново отделанную серебром раку. Торжества проходили под предстоятельством святителя Филарета, митрополита Московского, который всю свою жизнь очень чтил преподобного Савву и его монастырь. Конец XIX века ознаменовался торжественным юбилеем: в 1898 году праздновалась 500-я годовщина со времени основания Саввино-Сторожевской обители. Праздник проходил при большом стечении верующего православного народа, участвовали в торжествах многие знатные, духовные и светские, лица того времени.
В начале XX столетия Саввино-Сторожевский монастырь переживал время нового расцвета. Давно забыты были «штаты» времен Екатерины; личное благочестие последних российских царей создавало необходимые условия для нормальной жизни Церкви. В Сторожевской обители было около ста насельников; монастырь имел две гостиницы, немалое хозяйство, 400 десятин земли. Был странноприимный дом, богадельня, больница. В библиотеке хранились редчайшие печатные и рукописные книги XVII и даже XVI веков.
Крестный путь
Одним из самых страшных и богохульных действий новой безбожной власти было так называемое вскрытие мощей. Эта акция, направленная на подрыв самых основ народной веры, не миновала и обитель преподобного Саввы. 17 марта 1919 года в Звенигороде собрался «съезд рабочих и крестьянских депутатов», постановивший вскрыть мощи преподобного Саввы. Депутаты тут же отправились пешком в монастырь, чтобы исполнить свое решение. Когда после службы раку вскрыли, мощи преподобного открылись в виде черепа и 32 косточек. При этом безбожники-активисты вели себя самым оскорбительным образом. Один из прихожан монастыря, крестьянин с Верхнего Посада, вспоминал: Я видел косточки в очень плохом виде, они лежали в большом, беспорядке, все собранные и смешанные в кучу. Мне было крайне тяжело на это смотреть, и я все время плакал... Было очень тяжело. Поглядишь и горько поплачешь...
В том же 1919 году монастырь был закрыт. Вскоре в нем разместился лагерь для малолетних. Потом «малолеток» вывезли и заселили монастырские помещения взрослыми «преступниками». Еще через несколько месяцев вывезли и их, а в монастырских стенах устроили санаторий. Однако и санаторий «для отдыха трудящихся» просуществовал на этом месте недолго: помещения под колонии и тюрьмы нужны были все же значительно больше.
В 1922 году был открыт и музей. Он мог бы сохранить немало церковных ценностей, если бы не новая «генеральная линия»: в конце 20-х годов начинается по всей стране «утилизация», то есть уничтожение церковного имущества, переплавка окладов икон и утвари.
Отечественная война стала новым этапом крестного пути Русской Православной Церкви в XX веке. И одновременно - свидетельством бесчисленных Божиих чудес. В конце октября 1941 года на Звенигород уже падали немецкие снаряды. На линию фронта выносили Киевскую икону Божией Матери из Успенского собора на Городке. На обитель преподобного Саввы не упало ни одного вражеского снаряда, и Звенигород так и не был взят гитлеровцами, хотя фашисты уже и напечатали листовки о том, что Звенигород занят немецкими войсками.
После войны, на протяжении четырех десятилетий, хозяевами обители были военные: в стенах монастыря располагался санаторий этого ведомства. Параллельно существовал и музей, но его место теперь было еще более скромным, чем раньше: за эти годы он лишился своих главных экспонатов.
Но уже с шестидесятых годов началась та невидимая духовная работа, то постепенное и кропотливое собирание, без которого невозможно бы было нынешнее возрождение. Над восстановлением внешнего облика обители трудились долгие годы множество реставраторов-иконописцев, резчиков, плотников. Музейные работники по крупицам собирали в разных российских архивах материалы о Саввино-Сторожевском монастыре и его основателе. А тем временем менялись исторические эпохи. С конца восьмидесятых годов Русская Православная Церковь начала возвращать себе подобающее ей место в общенациональной жизни.
30 июля 1990 года, в день памяти преподобного Саввы, в Рождественском соборе было совершено первое - после стольких десятилетий! - богослужение.
С 1997 года в Саввино-Сторожевском монастыре возобновилась монашеская жизнь. А спустя год, в 1998-м, торжествено праздновали 600-летий юбилей монастыря. Торжества начались 22 августа в Троицком соборе Московского Данилова монастыря, где с 1985 года покоились святые мощи преподобного Саввы Сторожевского. После Божественной литургии и молебна мощи были изнесены из Троцкого собора и после прощания с ними верующих отправились туда, где отныне им полагалось находиться, - в Сторожевскую обитель. Надо ли говорить, каким трогательным было возвращение преподобного Саввы Сторожевского на Звенигородскую землю! Богослужения, возглавляемые Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием, продолжались несколько дней.
Славная в веках Саввино-Сторожевская обитель непрестанно хорошеет и расцветает трудами иноческой братии и всех благочестивых прихожан и паломников. Преподобный Савва снова любовно и милостивно принимает каждого, кто приходит к нему со своими скорбями, нуждами, радостями.
Главным храмом монастыря, как и прежде, является Собор Рождества Пресвятой Богородицы с приделом преподобного Саввы Сторожевского. Над Святыми воротами (парадным въездом в монастырь) расположен храм Пресвятой Троицы, рядом -Преображенский храм. В среднем ярусе звонницы — церковь преподобного Сергия Радонежского. Над восточными воротами в 1883 году был построен храм во преподобного Алексия, человека Божия. Но центром, организующим духовное и материальное пространство монастыря, остается Преображенский собор.
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Адрес: Московская область, г. Звенигород, ул. Городок, 5
Проезд: Электропоездом с Белорусского вокзала Москвы, а также автобусом № 452 от станции Кунцево до города Звенигород,
далее - автобусом № 23 или № 51.
Фотографии Монастыря можно посмотреть у нас в ГАЛЕРЕЕ