Введенский Владычный женский монастырь

    Введенский Владычный женский монастырь в Серпухове - один из древнейших подмосковных монастырей, был заложен на правом берегу Нары в 1360 году. В настоящее время монастырь известен среди верующего народа прежде всего благодаря чудотворной иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша», к которой идут за исцелением люди, измученные недугом пьянства. 

  

     У истоков монастыря стоит выдающийся деятель русской истории - святитель Алексий, митрополит Московский, современник и друг преподобного Сергия, наставник князя Димитрия Донского, великий святой, великий патриот Русской земли. Именно ему чудесным образом было указано Самой Богородицей: «построить монастырь имени Моему, купно же и себе в память». Названо было и место - близ града Серпухова, и то событие - Введение во храм Пресвятой Богородицы, в честь которого должна быть воздвигнута новая обитель.

     Великий святитель не стал медлить с исполнением Божественного веления. Он послал своего любимого келейника Варлаама в Серпухов, чтобы тот нашел, где ставить монастырь. Варлаам, подыскав место, остался там ночевать. Ночью он услышал вокруг великий звон и решил, что таким образом Господь подтверждает правильность его выбора. Вернувшись к Владыке Алексию, Варлаам все ему рассказал. Спустя несколько дней святитель решил послать Варлаама, чтобы тот начал готовить все необходимое для строительства. Но когда он благословил инока, тот внезапно упал замертво. Святитель был поражен и обратился с горячей молитвой к Божией Матери, чтобы Она вразумила его, что теперь делать. По Ее внушению он взял Варлаама за руки - тот пришел в себя и поднялся на ноги. Однако послушник отказался открыть святителю, какое имел видение во время обморока, пообещав только, что расскажет о нем при своей кончине.

     Строителем монастыря он назначил верного келейника Варлаама. Была срублена деревянная церковь, а через два года, в 1362 году, построена каменная. Варлаам возглавлял монастырь тринадцать лет. Когда приблизилось время его кончины, он призвал святителя Алексия, чтобы тот сам напутствовал его перед смертью. Только тогда святой Алексий узнал, что за видение имел Варлаам при основании монастыря: ...Увидел монастырь, держимый Ангелами, и Захарию, стоящего в дверях церковных, и Богородицу, входящую с родителями Ее. Захария же Богородицу принял и посадил на третьей ступени... Простившись со всеми, отец строитель мирно отошел ко Господу. Он был погребен под папертью храма, чтобы всегда мог, по своему завещанию, видеть церковь Пресвятой Богородицы.                     В том же 1377 году по благословению Святителя Алексия для Владычнего монастыря была написана икона «Введение Пресвятой Богородицы во Святая святых» по образу видения, бывшего при его основании. В течение многих веков эта икона почиталась как чудотворная и была главной святыней монастыря.

     С годами и десятилетиями монастырь обустраивался и рос. Он находился  на южной сторожевой черте, часто подвергался набегам вражеских полчищ, поэтому требовал укрепления. По этой причине обитель была оснащена пушками и пищалями, а инокам часто приходилось участвовать в сражениях как настоящим воинам.

      Летом 1598 года к Серпухову были стянуты все русские войска - ждали, что крымский хан вот-вот переправится через Оку. На лугах у стен Владычного монастыря расположился огромный военный лагерь. Русские дипломаты во главе с Леонтием Ладыженским предпринимали все, чтобы решить дело мирным путём. Благодаря умелой дипломатии Ладыженского  хан отказался от военных действий и повернул назад. И было тогда видение: из ворот Владычного монастыря на белом коне выехал Святой Георгий Победоносец и направился к татарскому лагерю, устрашив хана и его воинов... Бескровная победа была пышно отпразднована в русском лагере. Владычный монастырь, где игуменом тогда был Вассиан, родственник Ладыженского, получил щедрые пожертвования от Бориса Годунова в память об избавлении от татар. В обители на средства царя Бориса Годунова был возведен величественный двухъярусный храм в честь великомученика и Победоносца Георгия. В это же время над святыми вратами была построена церковь во имя мученика Феодота Анкирского, которая в XIX веке по благословению святителя Московского Филарета, была перестроена и освящена в честь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа. На эти же деньги монастырь был обнесён каменной крепостной стеной с башнями, а также был построен каменный жилой корпус. Всё строительство было завершено перед Смутой. Перечисленные постройки составили уникальный архитектурный ансамбль эпохи Бориса Годунова, практически в неприкосновенности сохранившийся до наших дней.

     Перед входящим в монастырь через Святые ворота открывается сразу весь ансамбль зданий, образующий парадный двор. Главное место занимает Введенский собор. Это кирпичный, облицованный снаружи белым камнем пятиглавый храм. В архитектуре собора суровая простота ХVI века сменяется декоративностью последующего столетия. Декоративное убранство собора выполнено с большим мастерством. В Введенском соборе находилась деревянная гробница преподобного Варлаама. Святыней монастыря были чудотворная икона Введения Богоматери написанная в ХIV веке, икона мученика Иоанна Воина, список Владимирской икона Божией Матери, образ Вознесения Господня, иконы святителей Николая Чудотворца и Алексия Московского.  Двухэтажная монастырская трапезная является одним из самых совершенных произведений подобного рода в русской архитектуре. В её состав входит трапезная палата, церковь Св. Великомученика Георгия и колокольня. На нижнем этаже располагались подсобные помещения: хлебодарня, поварня, просфорня и кладовая. В ХVI веке к трапезной была пристроена звонница с башенкой, на которой были устроены "часы боевые на ходу". В конце ХVII века звонница была перестроена, над ней поднялись два деревянных шатра с главками. Надвратная одноглавая церковь Св. Феодосия Анкирского возведена в 1599 году. Первоначально её окружали крытые галереи, в 1834 году обращённые в закрытые паперти. Тогда же церковь была заново освящена уже как Спасская. Двухэтажный корпус келий, построенный во времена Бориса Годунова, впоследствии также неоднократно перестраивался. В 1737 году в обители жил только один престарелый иеромонах.

     С конца XVII века монастырь начал приходить в упадок. Его приписывали, то к московскому Заиконоспасскому, то затем к серпуховскому Высоцкому монастырю, но это не помогало. К концу XVIII столетия братия разбрелись по разным монастырям, богослужения почти не совершались, храмы и келлии находились в в полуразрушенном состоянии.

       В 1806 году монастырь ожидал упразднения. Митрополит Платон, видя необходимость иметь в Серпуховском уезде девичий монастырь, обращается к императору Александру  с просьбой преобразовать монастырь из мужского в девичий. И в этом же году сюда назначается первая игуменья женской обители - мать Дионисия, определённая из казначеи московского Новодевичьего монастыря. С ней прибыли 5 монахинь и 4 послушницы. В ХIХ веке обитель становится одной из крупнейших и благоустроенных женских монастырей Подмосковья. В 1836 году, после пожара, уничтожившего большинство деревянных построек монастыря, начался новый период строительства. В 1858 году в обители появился двухэтажный служебный корпус, была расширена монастырская территория, окружённая оригинальной оградой с башенками и воротами. В 1861 году, когда монастырская территория была расширена, часть древних стен монастыря была разобрана, а новая ограда была возведена приблизительно на 10 метров дальше, строится гостиница, больница с лабораторией и аптекой. Расцветает хозяйство обители: пашни, луга, сады и огороды, скотный двор, пасека, лесные угодья. При этом внешнее процветание сочетается с усердным монашеским деланием и духовным преуспеянием насельниц. К тому же монастырь не остается без внимания таких выдающихся иерархов, как, например, святитель Московский Филарет, который составил для обители особый устав.

     К середине столетия число насельниц доходило уже до трехсот человек. Среди них были истинные подвижницы благочестия, такие, например, как блаженная старица Евфросиния, в миру княгиня Евдокия Вяземская, которая скрывала свое совершенство под личиной юродства. Блаженная Евфросиния канонизирована в лике святых Тульской земли в 1988 году.

     На рубеже XIX-XX веков прославилась своими духовными подвигами схимонахиня Рахиль, старица Бородинского монастыря. Она начинала свой монашеский подвиг именно во Введенском Владычнем монастыре, где святитель Филарет постриг ее в монашество с именем Павлы. Свой подвиг старчества она несла в самые тяжкие, революционные и послереволюционные годы. Умерла схимонахиня Рахиль в 1928 году.

     В XIX столетии вновь возродилось почитание основателя обители, чьи мощи всегда оставались в монастыре под спудом. Игумении вели запись всех исцелений и чудес, которые происходили по молитвам святого. С середины века имя преподобного Варлаама становится известным по всей России и вносится в святцы в общем сонме святых Московской земли. Только в мае 1869 года приют в монастырской гостинице имели четыре с лишним тысячи паломников, которые пришли поклониться преподобному Варлааму.

 

                                         Чудотворная икона «Неупиваемая Чаша»

 

      История чудотворной иконы «Неупиваемая Чаша», также связана с именем основателя обители преподобного Варлаама Серпуховского. Что означает название иконы? Это образ Евхаристической Чаши, в которой находится Святое Причастие, образ самого главного Таинства, которое заповедал нам Сам Господь наш Иисус Христос как высшую возможность соединения с Ним. Неупиваемая Чаша - это бесконечная, нескончаемая чаша радости, утешения, исцелений и духовных даров.

     История иконы началась в 1878 году, когда отставному солдату, жившему в Тульской губернии, страдавшему недугом пьянства, но горячо молившемуся о своем исцелении, явился во сне благообразный старичок и велел ему идти в Серпуховский Владычный монастырь, и в Георгиевском храме отслужить молебен перед иконой Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша». У крестьянина не было денег, а главное, ноги у него были практически парализованы. Поэтому он оставил этот сон без внимания. Тогда старичок явился ему во второй раз, а затем и в третий, грозно  приказав  болящему отправляться в Серпухов. И крестьянин решил отправиться в путь. Он начал его на четвереньках (встать на ноги не мог), но по мере приближения к Серпухову его самочувствие улучшалось, и в монастырь он пришел, опираясь уже только на одну палку. Он сразу попросил совершить молебен перед иконой «Неупиваемая Чаша».

     Этой просьбой он вызвал недоумение: никто и не знал в монастыре иконы с подобным названием. Наконец кому-то пришло в голову: не та ли это икона, которая висит в проходе к Георгиевскому храму и на которой есть изображение чаши? Икону сняли и обнаружили на обратной стороне надпись: «Неупиваемая Чаша».  Когда паломник увидел впервые образ преподобного Варлаама, он узнал в нем того благообразного старичка, который заставил идти во Владычный монастырь. Так оказалось, что сам основатель и Небесный покровитель обители открыл для поклонения новую святыню, столь необходимую русскому народу в наступавшее время, - ведь страсть пьянства проникала уже в самую глубину народной жизни. Очень многие, побывав в обители и помолившись перед иконой «Неупиваемая Чаша», позже приезжали во второй раз, но уже для того, чтобы поблагодарить Господа и Матерь Божию за чудесное исцеление.

     Перед революцией 1917 года монастырь по-настоящему процветал: в нем было около  400 насельниц, он занимался широкой благотворительной деятельностью, заботился о бедных и немощных, вел просветительскую работу. Ризница и библиотека монастыря хранили  много древностей XV - XVII веков. При обители была школа, иконописная  и певческие классы, различные мастерские,  больница с аптекой для бесплатного отпуска лекарств. Все это вкупе с нескончаемым потоком богомольцев к святыням обители вызывало ненависть новых властей, и они постарались как можно скорее ликвидировать источник «религиозной пропаганды» - монастырь был закрыт уже в 1919 году.

      На территории была размещена школа "красных военлётов", затем на её базе создано военное лётное училище. Монастырь назывался "Авиагородок", в Георгиевском храме тогда располагался клуб-кинотеатр, во Введенском соборе и приделе Свт. Алексия - склады. В остальных корпусах разместились классы, казармы, мастерские, офицерское общежитие. Что удивительно - кресты с храмов не были сняты. Икона "Неупиваемая Чаша" перенесена в серпуховский собор "Николы Белого", после закрытия которого в 1928 году, следы явленной чудотворной иконы теряются. В 1978 году военное училище освободило территорию. Следующие семнадцать лет храмы и корпуса монастыря растаскивались буквально по кирпичику дачниками и прочими "хозяйственными" людьми. К началу 1990-х года святая обитель  пришла в состояние полной разрухи, точнее сказать, превратилась в руины. Наконец, в апреле 1995 года, на праздник Похвалы Пресвятой Богородицы, во Введенском Владычном Серпуховском женском монастыре по благословению была возрождена монашеская жизнь. Настоятельницей назначили монахиню Алексию (Петрову). Открылась новая страница во многовековой жизни обители.

     До конца ХХ века в монастыре были отреставрированы многие храмы и здания; обитель все более и более благоустраивается. Пресвятая Владычица, а с Ней и преподобный Варлаам не оставляют своими молитвами верующий народ.  И от нового списка иконы (старая была утеряна в годы запустения) потекли благодатные исцеления и чудеса. И счастлив тот человек, который ищет спасения от пьянства возле славного образа «Неупиваемая Чаша» - Чаша милости, исцеления, спасения и небесной любви.

 

Фотографии  Монастыря можно посмотреть у нас в ГАЛЕРЕЕ

 


Яндекс.Метрика