Пафнутьев – Боровский монастырь

     Древний Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев мужской монастырь - величественный, хорошо сохранившийся средневековый ансамбль неподалеку от Москвы и главная святыня Калужского края. История монастыря насчитывает уже 560 лет. Он основан замечательным деятелем Русской Православной Церкви 15 в. преподобным Пафнутием. Его дед был ордынским сборщиком дани (баскаком) в городе Боровске. Когда Батый умер, многие баскаки были изгнаны из русских княжеств, а дед Пафнутия принял православие с именем Мартин и поселился неподалеку от Боровска. У его сына Иоанна в селе Кудиново в 1395 г. родился будущий преподобный под именем Парфений. В возрасте 20 лет Парфений тайком ушел от родителей и в Высокопетровском Покровском монастыре Боровска постригся под именем Пафнутий. Наставником молодого инока был старец Никита - ученик преподобного Сергия Радонежского. Спустя 27 лет Пафнутий стал игуменом Высоцкого монастыря и руководил им 13 лет. Здесь же, в Покровском монастыре умерли и были погребены родители преп. Пафнутия - Иоанн и Фотиния. 

        Тяжелая болезнь заставила Пафнутия принять схиму и отойти от дел. После выздоровления, в 1444 г. он поселился в скиту на безмолвие, в лесной чаще в трех верстах от Боровска. С ним был всего один инок. Со временем вокруг их келий собралась община учеников, а через три года был построен сначала деревянный, а позже каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Фрески этого храма были написаны иноками Дионисием и Митрофаном. Так начиналась история Пафнутьев-Боровского монастыря, в котором утвердилась традиция старчества. Преп. Пафнутий сам был примером для братии в трудах и молитве. Преп. Иосиф Волоцкий, начинавший свой иноческий подвиг в Пафнутьевом монастыре в одном из своих сочинений писал, «с нимже и довольна лета пожихом, и видехом его труды и злострадание, подвиги и поты и худость ризную, твердую к Богу веру и любовь, и еже к Пречистой Богородице известную надежу.   Сего ради и Благодати Божия сподобися...». Игумен Пафнутий не только управлял всей жизнью обители, но и участвовал в самых тяжелых физических работах: рубил дрова, носил воду, возделывал землю, плел неводы для рыбной ловли. Для этого монастыря, однако, не были характерны суровость и аскетичность монашеского бытия; настоятель понимал, что человеческие ресурсы ограничены, и не требовал от монахов невозможного. При этом отец Пафнутий строго следил за соблюдением устава и особенно требовательно относился к себе: непрестанно постился, одевался не просто скромно, но в такую одежду, как отмечали его ученики, которая мало кому из нищих пригодилась бы. Он обладал редкой способностью прозревать скрытые помыслы и страсти людей - ничто не укрывалось от него. Другая сторона личности отца Пафнутия - смелость и твердость в отношениях с власть предержащими. Это в свою очередь вызывало их уважение, и богатые дары рекой текли в монастырь. Однако если боярин или князь, или даже великий князь чем-то запятнал себя, то преподобный обычно не принимал не только даров, но и его самого. Милосердный Пафнутий очень жалел нищих и больных. Во время голода он распорядился кормить в его монастыре ежедневно свыше 1000 человек, истратил на это все монастырские запасы. Говорили, что по его молитвам  творились чудеса. Когда 88-летний преп. Пафнутий умер, почти все жители окрестных деревень пришли  в обитель проститься с ним, поклониться его могиле. Даже после своей кончины преподобный остался помощником, целителем и заступником страждущих. Пафнутьев-Боровский монастырь с 1472 год. был взят московским государем «под свою державу». Святого преп. Пафнутия глубоко почитали великие князья и цари Московские.  Его называли своим молитвенником и Василий Темный, и Иоанн III Васильевич.  По молитвам при гробе преподобного в 1530 г. у великого князя Василия III родился наследник, будущий царь Иван Грозный, причем его крестили старцы Боровского монастыря. В Кремле в царской крестовой палате хранились святыни — посох, часть клобука, башмачки и онучки преп. Пафнутия.  В 1531 г. Собор епископов во главе с митрополитом Даниилом установил Пафнутию Боровскому местное празднование в день преставления 1 мая (по ст. стилю). А в 1547 г. преподобный был причтён к лику святых как великий чудотворец всея Руси Митрополитом Московским и всея Руси Макарием, который тоже прошел иноческую школу Боровской обители. Там же принял постриг и преемник Пафнутия Боровского на посту игумена Иосиф Волоцкий, также впоследствии канонизированный. Новые порядки, которые Иосиф Волоцкий начал наводить в монастыре, не понравились братии, он покинул обитель и ушел в Волоцкое княжество, где основал собственный Иосифо-Волоцкий монастырь.

        Преп. Пафнутий  глубоко чтивший Сергия Радонежского называл основанный им монастырь «подобником Сергиева монастыря». Похожими две святые обители делали не только духовные устремления, но и принципы планировки. В основе композиций монастырских комплексов лежала символика «Небесного града Иерусалима». Окружённый отгораживающими его от внешнего мира стенами монастырь живёт по особым правилам, определённым уставом. Не случайно и насельников монастырей издревле называли иноками — «иными людьми». В центре Боровского монастыря обычно стоит собор, к которому примыкает площадь. Вокруг этой площади формируется ансамбль из других храмов, трапезной, колокольни. Жилые кельи и хозяйственные постройки размещались ближе к ограде монастыря. Пространство площади раскрыто в сторону святых ворот. Входящие в обитель сразу видели перед собой главную святыню - собор. В Пафнутьевом монастыре проездная Георгиевская башня как раз находится напротив собора. Но этими Святыми вратами уже давно не пользуются. От нынешних ворот, сделанных в 1864 г. в проломе стены, нашему взору предстаёт бывший хозяйственный двор и угол трапезной палаты. Это древнейшая из дошедших до нас построек монастыря, но и с архитектурной, и с духовной точек зрения - не основная. Главной святыней и наиболее величественным зданием ансамбля является Богородице-Рождественский собор, возведенный в конце 16 в.  Предшествовавший ему белокаменный храм построили к 1467 г. при участии самого преподобного, который наравне с простыми монахами возил зимой камни, носил воду и исполнял другие строительные работы. Во время проведения археологических раскопок в 1960-1970-х гг. в заложенных внутри нынешнего собора шурфах были обнаружены части фундаментов трёх стен, трёх столбов и южного крыльца прежнего храма. Была установлена общая конфигурация плана здания. Это был сравнительно крупный для своего времени четырёхстолпный, трёхапсидный одноглавый храм с квадратной в плане основной частью и сильно выступающей к востоку средней апсидой. Были обнаружены также детали фасадного убранства белокаменного собора. Всё это позволило сделать вывод, что первый собор Рождества Богородицы относится к памятникам раннемосковского зодчества и имеет много общего с Успенским собором в Звенигороде, соборами Саввино-Сторожевского, Троице-Сергиева и Спасо-Андронникова монастырей. Вероятно, у храма было такое же позакомарное покрытие с дополнтельными ярусами закомар и кокошников на ступенчатом постаменте барабана главы. Соборная церковь XV в. особо прославилась благодаря красоте своего внутреннего убранства. Расписывали его - «Подписа ея чудно велми» старец Митрофаний и знаменитый древнерусский художник Дионисий с двумя сыновьями. Об этом записано в летописях и в «Житии преп. Пафнутия Боровского». Дивились на благоукрашенный собор даже посещавшие обитель великие князья московские. Замечательные росписи погибли при разборке здания. При тех же раскопках и при реставрационных работах были обнаружены белокаменные блоки и их фрагменты с фресковой живописью XV в. на лицевой стороне, использованные в кладке нового собора (большая часть его росписей, сделанных здесь, хранится в Москве - в Историческом музее или в Музее им. А. Рублева). До наших дней сохранились росписи Дионисия в соборе Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре, завершённые в 1502 г. Они принадлежат к числу наиболее совершенных образов русского средневекового монументального искусства, они отмечены чертами праздничности и нарядности. Во фресках иконах Дионисия царят благородство, гармония, свет, согласие. Их нельзя спутать ни с какими другими. Его иконы и фрески поражают своим цветовым богатством: лазоревыми, зеленоватыми, красновато-коричневыми, лилово-коричневыми, золотисто-желтыми, розовыми тонами. Только по ним мы можем теперь себе представить, в каком стиле могли быть выполнены росписи в соборе старинного Пафнутьев-Боровского монастыря. Иконописец Дионисий был причислен к лику русских святых.

       Святая обитель в 15 в. становится оплотом Московского княжества в борьбе за объединение русских земель. Из сильного религиозного центра Пафнутьев-Боровский монастырь постепенно превратилась в мощный укрепленный пограничный пункт, контролировавший дорогу из Москвы в Польшу. С северной и западной сторон вырыли искусственные пруды, с южной и восточной - глубокий ров.  В 1590-1596 гг. вокруг монастыря  возвели крепостные стены с шестью башнями. Длина стен по периметру - 673м. Толщина их доходит до 11 большемерных кирпичей. Стены имеют два яруса боя: внизу размещались пушки, а на галереях — стрелки с пищалями. В особые стоки — машикули на головы осаждавших врагов лили кипяток и кипящую смолу. Святая обитель кроме громкой религиозной славы, имела и трагичную военную историю. В 1610 г. монастырь выдержал десятидневную осаду польско-литовских войск Лжедмитрия II и был захвачен только тогда, когда воеводы-изменники тайно открыли ворота. На территории обители враги устроили страшную бойню. «Новый летописец» называет цифру погибших до 12 000 человек. Возглавлявший русское воинство кн. Михаил Константинович Волконский погиб в соборе Рождества Богородицы на гробе преп. Пафнутия. Кровь героя не могли смыть с камня на левом клиросе, сколько ни скребли, ни мыли. Из примерно пятидесяти монашествующих в живых остались не более десяти.

       В память о доблести защитников Пафнутьев- Боровского монастыря при императрице Екатерине II Боровск получил герб с изображением креста на фоне сердца в окружении лаврового венка, что символизировало верность, служение Богу погибших героев, нерушимость их славного подвига. В 1630-х гг. крепостные сооружения Пафнутьева монастыря подверглись коренной перестройке. Часть стен, Тайницкую, Георгиевскую, Оружейную и, возможно, Сторожевую и Входную башни заново возвел зодчий Трофим Шарутин. Башни были четырехгранными и трехъярусными. Их особенности - расширенный цоколь, декоративное обрамление бойниц, зубцы в виде ласточкина хвоста. Тайницкая и Георгиевская башни – проездные со входами, устроенными под прямым углом. Въезд в них расположен с левой стороны. Они были снабжены герсами. Мощью и суровостью отличается глухая Сторожевая башня - одна из лучших в монастыре. Наиболее древними башнями считают Круглую, Тайницкую и Оружейную , построенные в первой половине 16 в. (ряд исследователей считают, что Поваренную, Оружейную, Георгиевскую башни около 1590 г. построил известный зодчий Федор Конь).  Круглая башня выделяется не только формами, но и обликом. Конструктивные особенности ее мало отвечали требованиям фортификации середины 17 в., что свидетельствует об ее древнем происхождении. Прилегающие  к башне стены также самые старые в древней обители: они меньших размеров, чем остальные и сложены по глине. В крепостных стенах равномерно расположены боевые ниши с бойницами. Боевой ход позволял обойти вокруг всего Боровского монастыря. Сверху он защищался деревянной кровлей. 

          Всего в монастыре прослеживается пять разных строительных этапов. При деревянной ограде монастыря, одноглавый собор 15 в. смотрелся очень внушительно. В окружении же высоких каменных стен и башен он, вероятно, зрительно потерялся. Поводом для разборки старого здания могли послужить, например, повреждения, нанесённые ему во время татарского нашествия 1571 г. Архив сгорел в 1610 г. и никаких преданий на этот счёт не сохранилось. Процветающему Пафнутьеву монастырю нужно было более величественное сооружение. В 1584-1586 гг. на средства царя Фёдора Иоанновича в центре обители возвели новый четырёхстолпный пятиглавый трёхапсидный собор. Известно, что царская чета приезжала в обитель на богомолье в 1592 и 1596 гг. и сделала вклад - парчовую ризу с оплечьем, расшитым жемчугом и «разными каменьями». Собор строился скорее всего по инициативе и тщанием царского шурина, брата царицы Ирины, Бориса Фёдоровича Годунова, бывшего в то время фактическим правителем России.

      Неподалёку от святого Пафнутьев-Боровского монастыря находилась обширная вотчина Годунова с центром в с. Белкино. Современники отмечали, что Борис Фёдорович обладал хорошим художественным вкусом, «церкви многи возгради и красоту градскую великолепием исполни». В Подмосковье даже появился особый тип годуновского храма. Отличительной особенностью этого типа является наличие у алтаря двух симметричных приделов, которые усложняют кубичную основу храма. Традиционно как образец подобной постройки называют Троицкую (Преображенскую) церковь в Вязёмах (1590-е гг.). Собор Рождества Богородицы - одна из первых построек годуновского типа. С северной стороны к зданию примыкает миниатюрный придельный храм св. мц. Ирины, святой покровительницы царицы. В соборе был ещё придел во имя св. Фёдора Стратилата, соимённого царю, но он располагался в южной апсиде. А к южной стене примыкал храм Архангела Михаила над гробами князей Репниных. Его разобрали из-за ветхости в XIX в. Соборы Московского Кремля считались образцом храмоздания в 16 в. В облике главного храма Свято-Пафнутьева монастыря можно найти много общего, например, с Архангельским собором: покрытие по закомарам, отсечённым карнизами, мощное пятиглавие с аркатурой на барабанах, членение стен лопатками и филёнками. Конечно, в Боровске нет пышной отделки кремлёвского памятника, венецианских раковин в закомарах и капителей, превращавших лопатки в пилястры. Но собор Рождества Богородицы впечатляет своей монументальностью, стройностью силуэта. Во время его строительства ещё сохранялся византийский взгляд на храм как на образец мироздания. Это подчёркивалось и системой росписей: в куполе - Христос, в простенках барабана - апостолы, на парусах - евангелисты и т. д. Человек в храме оказывался в окружении небожителей в соответствии с их иерархией. Здесь было и его место, пока ещё на земле. Дошедшие до нас росписи монастырского собора были выполнены в 1644 г. Кроме традиционных сюжетов из Священного Писания здесь есть сцены из жития преп. Пафнутия - исцеление им художника Дионисия.         

       Трапезная - второе по размеру здание, являющееся важным элементом монастырской площади. Большие монастырские трапезные — заметное явление в русской архитектуре. Особенно активизировалось их строительство после церковного собора 1503 г., на котором иосифляне одержали победу над нестяжателями, что дало стимул развитию монастырского быта. Важнейшим компонентом этого быта были как раз трапезные. Они объединяли культовую и хозяйственную функции. В неурожайные годы монастырские запасы подчас спасали от бедствия сотни людей. Среди различных видов монастырских поминаний был так называемый «корм», когда в память об усопшем на завещанные им или пожертвованные родственниками деньги кормили не только братию, но и нищих, странников. Архитектура трапезных отвечала как хозяйственным нуждам (хранение продуктов, приготовление пищи, её доставка через хлебодарную в трапезную палату), так и выполнению обрядов, сопровождавших трапезу. Для этого устраивали церковь или только алтарь. Трапезная Пафнутьев-Боровского монастыря, построенная в 1511 г., служит характерным примером в этом отношении.  Внешне здание представляет собой двухэтажный объём под двускатной кровлей. Фасады его оформлены очень лаконично. Стены нижнего этажа прорезаны только входными проёмами, а второго этажа - небольшими окнами в глубоких нишах с полукруглым завершением. По горизонтали этажи разделяет ряд поребрика и тяга, по верху здания в кирпичной кладке сделаны два ряда бегунка. Внизу располагались хозяйственные помещения, имеющие отношение к трапезной: братская хлебня, поварня. С северной стороны к зданию примыкает крытая паперть, на которой стоит колокольня. На стенах внутри паперти сохранились фрагменты росписи 17 в., в том числе и образ самого преп. Пафнутия. Здесь же находится лестница, ведущая в главный зал трапезной. На могучий столп в центре этого помещения опираются крестовые своды, перекрывающие обширное пространство. Своды своей пластикой всегда придают помещению необычный вид. Тем более выразительны они в одностолпной палате. Подобным же образом построена роскошная Грановитая палата. Московского Кремля (1487~1491). В боровской трапезной старые росписи не сохранились, сейчас выполняются новые. Посетителям трапезной обычно демонстрируют, какая в ней прекрасная акустика: в одной стороне шепнёшь - в другой отчётливо слышно. В комплекс трапезной входит храм Рождества Христова. Главный собор был холодным, поэтому для зимнего времени тёплая церковь была необходима. В общем объёме трапезной церковь не сразу и рассмотришь, о её существовании свидетельствует только главка в восточной части здания. Церковь Рождества Христова двухэтажная, квадратная в плане бесстолпная. В 1776 г. при трапезной, в так называемой келарней палате устроен был второй престол во имя Онуфрия  Великого, который после 1812 г. не возобновлялся.

         К трапезной примыкала звонница постройки 1523 г. При архимандрите Феофане в конце 17 в. её решили заменить величественной пятиярусной колокольней. В 1688 г. пригласили артель мастеров из Малоярославца. Они взялись за строительство, но не довели дело до конца и ушли в Москву, введя монастырь в убытки. Обитель поддержал боярин кн. Константин Осипович Щербатов, пожертвовавший на осуществление замысла около 700 руб. В 1690 г. пригласили бригаду костромичей, крестьян Ипатьевского монастыря. За три с половиной месяца 26 рабочих должны были разобрать уже построенное и вновь возвести колокольню. Главное в этом деле было то, что ярусы звонов следовало строить по образцу верха колокольни Высокопетровского монастыря в Москве. Менялись архитектурные вкусы, шатровые колокольни выходили из моды. Стали распространяться многоярусные колокольни, перекрытые куполом. Особенностью колокольни древнего Пафнутьев-Боровского монастыря является постановка восьмериковых ярусов ребром над гранью четверикового основания. Такая конструкция встречается очень редко, но её можно увидеть на колокольне храма в Спас-Загорье. По декору монастырская колокольня - типичная постройка конца 17 в. в стиле узорочья. Нарядность придают её фасадам полуколонки с перехватом, пояса ширинок с вставленными в них полихромными поливными изразцами. На четверике были установлены часы. Сейчас они хранятся в музее, в Коломенском. Во втором ярусе колокольни находились ризница и библиотека.

       В историю монастыря 17 в. вошел как время больших работ по восстановлению разрушений 1610 г. Ремонтировались стены, башни, покрытия зданий и т. д. Из новых построек, дошедших с того времени, следует назвать церковь св. пророка Илии в северо-восточной части монастырского двора. Возвели её в 1670 г. на пожертвования князей Репниных. При церкви была устроена больничная палата. Через проём в стене болящие монахи могли приобщиться к богослужению. Одноэтажный, квадратный в плане бесстолпный одноглавый храм Илии Пророка рядом с собором кажется миниатюрным и изящным. В 17 в. храм перестали воспринимать как образ неба на земле. Теперь на него смотрели как на жилище Бога, которое надо украшать как хоромы. На смену шлемовидным главам пришли луковичные, окна стали шире, их обрамляли красивые наличники. Ильинская церковь по-монастырски скромна, из декора можно видеть только кокошники по верху четверика и в основании главы наличник окна второго света в виде рамки с треугольным фронтоном.

        К концу 17 в. по общему количеству земельных угодий (в 16 уездах Центральной России), подворий в других городах и крепостных крестьян (11 тыс. чел. только мужчин в 1774 г.) Пафнутьев-Боровский монастырь входил в число 20 крупнейших и богатейших монастырей России. В то время много рассказывали и писали о его красоте, богатстве и великолепии. В 18 в.  в стиле барокко была построена еще одна церковь. Инициатором её сооружения был архимандрит Митрофан Шеинков, возглавлявший монастырь в 1747~ 1763гг. Дошла до нас и подрядная запись, составленная с крестьянами Покровского Доброго Лихвинского монастыря Мартинианом Андреевым и Фокой Никифоровым. Имена архитекторов крайне редко встречаются в документах о строительстве храмов, чаще известны каменщики, плотники и другие мастера.    Подрядчики брали на себя обязательство построить в Свято-Пафнутьев Боровском монастыре «каменную палату, а на ней по данному нам плану церковь с крыльцом, какое удобно будет, и с переходами и с точёными круглыми столбами, сколько оных по пропорции будет надобно». Митрофаниевский храм относится к типу «восьмерик на четверике». Вместе с гранёной апсидой он поднят на подклет. От галереи осталось только крыльцо с южной стороны. Стиль барокко проявляется и в крутом абрисе кровли, и в форме наличников с «ушами» и «серьгами», и в окошках второго света в виде квадрифолиев. Следует отметить две особенности здания. Во-первых, церковь примыкала к настоятельскому корпусу и соединялась с покоями архимандрита. Это как бы был его домовый храм. Другая особенность состоит в том, что в подклете храма, в «каменной палате» была устроена крипта для погребения настоятелей монастыря. Прекрасным дополнением архитектурного комплекса перед собором была церковь во имя Всех Святых с восточной стороны площади, построенная в 1837 г. над могилами князей Волконских. Храм Всех Святых был утрачен в 1930 г., на его месте построили рядовое школьное здание.

        Неотъемлемой частью монастырского комплекса являлись жилые и хозяйственные постройки. Кроме трёхэтажного настоятельского корпуса это ещё братские кельи, строившиеся в XVII в. Первоначально кельи имели третий деревянный этаж, не восстановленный после нашествия Наполеона в 1812 г. Монастырь тогда сильно пострадал от захватчиков. Наполеоновские войска фактически сожгли его. И всегда монастырь  выживал и возрождался. В западной части монастырского двора стоят здания гостиницы и ещё одно жилое здание с подвалом и ледником внизу. В старину между этими постройками был колодец с восьмигранной часовней над ним. 

       После 1917 г. богатая обитель была взята на учёт и под охрану Всероссийской коллегии по делам музеев как исторический памятник. В обители хранились такие коллекции древних икон, шитья, облачений, утвари, рукописных книг 16-17 вв., которыми «могли гордиться не только русские, но и европейские музеи». Ответственность по охране этих сокровищ возлагалась на настоятеля монастыря, епископа Алексия Житецкого. Осенью 1920 г. в трёх залах архимандричьего корпуса разместился Музей древнерусского искусства. В 1924г. был организован Государственный историко-художественный и краеведческий музей, но просуществовал он недолго. Экспонаты попали в Государственный исторический музей, в Калужский областной краеведческий музей.

        В бывшем Боровском монастыре обосновалась сначала детская колония, с 1935 г. - техникум. Как писал один из побывавших в монастыре в 1932 году, «...собор разорен и занесен снегом, из икон XVI века делают клетки для кроликов, с колокольни сброшен и разбит уникальный колокол 1488 года». Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на территории монастыря находились беженцы из оккупированных фашистами областей, а также погорельцы из сожженных и уничтоженных соседских деревень. Отступая, гитлеровская артиллерия обстреливала монастырь, были сильно повреждены его стены и храмовые здания.

        Возрождение Пафнутьев-Боровского монастыря началось в 1991 году, когда он был передан Калужской епархии. В апреле того же года освятили храм святого Илии, в июле - святителя Митрофана (с древней иконой Рождества Пресвятой Богородицы). В тот же день (27 июля) в монастырь были возвращены мощи преподобного Пафнутия.- преподобного Пафнутия, покоящиеся в соборе Рождества Пресвятой Богородицы, древняя икона «Рождество Пресвятой Богородицы», а также древняя реликвия этого монастыря - «Голгофа» (Распятие Иисуса Христа). Кроме того, в монастыре пребывают частицы мощей преподобного Нила Столобенского, благоверной княгини Анны Новгородской, мученика бессребреника Иоанна, преподобного Феофила, благоверной княгини Анны Кашинской, святителя Тихона, Патриарха Московского, преподобного Семиона Верхотурского, святителя Луки Одесского, преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой, преподобного Серафима Саровского, преподобных Оптинских старцев.

       Теперь в монастыре снова действуют собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы (1586), больничный храм в честь святого пророка Божия Илии (1610-1670) в больничных палатах, храм в честь Митрофана, патриарха Константинопольского (1760-1763, 1819) в настоятельском корпусе 17 в. Все они после возвращения монастыря РПЦ представляли собой чуть ли не руины, пребывали в ветхом аварийном состоянии, их привели в порядок, отремонтировали, провели тактичную и грамотную реставрацию. В наши дни Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев  Боровский монастырь вновь поражает своей возрожденной красотой и величием. Около стен монастыря находится почитаемый источник Пафнутия Боровского с купальней. Источник почитается как святой.

 

                                                          Свято-Пафнутьев Боровский монастырь

                                      Адрес: Калужская область, Боровский район, г. Боровск, п/о Роща, Пафнутьев – Боровский монастырь.

                                      Проезд: из Москвы с Киевского вокзала на электропоезде до ст. Балабаново. Рядом со станцией автовокзал.

                                      Автобусом до Боровска, ост."Роща", далее пешком 1 км.

Фотографии  Монастыря можно посмотреть у нас в ГАЛЕРЕЕ

 


Яндекс.Метрика