История этой иконы связана с великим церковным философом, богословом и поэтом Иоанном Дамаскины. Он родился около 676 г. в городе Дамаске. За красноречие его называли Хризороем, что означает «золотая струя». Отец Иоанна Дамаскина, Сергий, занимал одну из важнейших государственных должностей и много помогал своим единоверцам-христианам. Иоанн получил прекрасное образование. После смерти отца тоже вступил на общественное поприще и, в свою очередь, был осыпан милостями халифа, при этом Иоанн также старался помогать христианам.
В 730 г. греческий император Лев Исавр издал эдикт, запрещавший иконопочитание. Греческое духовенство, ученые и народ открыто возмутились этому. Но В результате Константинопольский патриарх был изгнан из отечества, школы уничтожены, богатейшая библиотека Константинополя сожжена вместе с работавшими в ней учеными. Те, кто оставался верен христианству, подвергались мучениям и казням.
В это тяжелое время святой Иоанн Дамаскин встал на защиту веры в Спасителя мира и прекрасно раскрыл на основе Священного Писания церковный догмат иконопочитания: «В древности Бог. бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался; теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, изображаем видимое Бога... Икона есть напоминание... Мы мысленно соединяемся с ней. И через: то освящаем свои чувства: мы видим образ нашего Владыки и освящаемся через Него».
Перед ясностью слов Иоанна Дамаскина сами собой рассыпались все возражения иконоборцев. Но вместо того, чтобы вразумиться, они ожесточились и пустили вслед клевету.
Император Лев Исавр послал «дружеское» письмо халифу Дамаска, в котором под видом «искреннего участия» указывал на святого Иоанна как на опасного заговорщика и изменника. Разгневанный халиф повелел отрубить Иоанну Дамаскину руку и повесить ее на городской площади в назидание другим. К вечеру того несчастного дня, когда гнев раздраженного халифа немного стих, Иоанн стал через друзей ходатайствовать о том, чтобы ему вернули отсеченную руку. «Умножается болезнь моя и несказанно меня мучит, и не могу иметь отрады, доколе рука моя. на позор повешенная, не будет мне отдана». Халиф сжалился и повелел возвратить Иоанну Дамаскину отсеченную кисть руки.
Наступила ночь, святой Иоанн закрылся в своей комнате, упал перед образом Пресвятой Богородицы и, приложив отсеченную руку к суставу, стал со слезами молиться об исцелении. Во сне увидел Божию Матерь, которая смотрела на него светло и милостиво.
- Вот твоя рука теперь здорова, - сказала Она, - не скорби более и исполни то, что обещал Мне в молитве твоей.
Проснувшись, Иоанн увидел руку свою здоровой, только как свидетельство бывшего усечения на ней остался след в виде кровавой нити. В благодарность за чудотворное исцеление он сделал из серебра кисть руки и приложил ее к иконе своей Заступницы, отчего впоследствии икону стали называть «Троеручица».
Чудесное исцеление руки Иоанна поразило всех в Дамаске, и халиф, убедившись в его невиновности, возвратил ему свою прежнюю дружбу. Но Иоанн желал исполнить обет, данный Пресвятой Богородице, и решил всего себя посвятить служению православной церкви. Издавна помышлявший о монашеской жизни, он отрекся от мира и. несмотря на просьбы халифа, желавшего загладить вину свою новыми милостями, оставил двор его и свою родину. Раздав имение церквам, родственникам и бедным и отпустив рабов на волю, Иоанн отправился с учеником своим и другом Космой сначала в Иерусалим для поклонения снятым местам, а потом в лавру Саввы Освященного. Образ Богоматери «Троеручица» был постоянно при нем. а после его смерти (ок. 780: ) перешел в собственность Лавры, где и находился до 1222 г. В этот год в Иерусалим прибыл святой Савва для своего посвящения в сан архиепископа Сербского от патриарха Гермогена На обратном пути из Иерусалима братия по особому благоволению Богоматери поднесла святому Савве икону Троеручицы, которую тот и перенес в Сербию.
В конце XVI в. Сербия подверглась нападению турок, и благочестивые жители, желая сохранить святую икону от уничтожения, поручили ее благочестивому заступничеству Самой Царицы Небесной. По преданию, они положили чудотворную икону на осла и пустили его идти на произвол, а сами наблюдали за ним только издали. Животное направилось к Афонской горе, пришло к Хилендарскому монастырю и остановилось пред его вратами, в Хилендарские монахи с великой радостью приняли святую икону и поставили ее в алтаре соборного храма. Там она находилась до смерти последнего игумена обители.
При избрании нового настоятеля, икона Божией Матери «Троеручица» чудесным образом из алтаря оказывалась на игуменском месте несмотря на то, что двери церкви запечатывались. Одному затворнику, известному святостью жизни, во сне Пресвятая Богородица объявила, что она сама хочет занять это место Своим образом и сама будет управлять монастырем. С той поры в Хилендарском монастыре игумена не было, а только наместник, ведущий монастырскими делами. Божия Матерь хранила Хилендарскую обитель от турок, которые часто совершали набеги, охраняя монахов.
По существующему на Афоне уставу экклесиархи, надев мантию подходят к иконе Троеручицы, кладут перед ней два земных поклона с крестным знамением и целуют Ее руку, а потом как перед настоятелем кланяются до земли, но уже без крестного знамения.
Из Хилендарского монастыря верный список с иконы Троеручицы в июне 1661 г. Был принесен в Москву патриарху Никону, который поставил его в Воскресенском монастыре в Новом Иерусалиме. О написании этого списка существует следующее предание: один иконописец Хилендарского монастыря, желая написать икону Божией Матери, очертил изображение мелом. Выйдя из кельи и вскоре снова вернувшись, он увидел очертание третьей руки. Решив, что над ним подшутил кто-то из братии, он с гневом стер очертание, но ночью оно снова появилось, и так повторялось несколько раз. Наконец иконописцу был глас: «Не дерзай стирать третьей руки, на то Моя воля». Тогда мастер написал образ Троеручиць, который прославился многими чудесами.
Древнейший в России список с иконы Божией Матери Троеручицы находился и в мужской Белобережской пустыни, куда ее в 1664 г. принес основатель монастыря иеромонах Симеон. Эта святыня тоже прославилась чудесами, и на поклонение ей во все времена приходило много паломников.
Один житель Карачева, у которого в семье были больные, пошел в обитель и попросил разрешения взять святую икону к себе домой. Пока он ходил, в его отсутствие случился пожар. Домочадцы прежде всего старались спасти больных, но они, к удивлению и радости всех, сами вышли из дома совершенно здоровыми, а огонь не коснулся дома. Чудотворная икона погасила огонь.
В Сухотинском Знаменском, монастыре тоже находилась икона Богоматери Троеручицы, присланная со Святого Афона при игумене Дорофее в благословение обители. Этот список тоже прославился по всей округе многими чудесами, особенно после одного события, случившегося в 1828 г.|
Рядом с монастырем находилась усадьба богатого, молодого и холостого человека, весьма не верующего. В церкви он никогда не бывал, священников у себя не принимал, не постился. Очень любил охоту и однажды во время осенней охоты сильно простудил ноги, и обратился к врачам, однако помощи от них не получил: боль все усиливалась» ноги опухли. Болезнь уложила молодого помещика в постель, надежды на выздоровление не было никакой. И вот как-то одни из врачей заметил, что ноги по синели, и объявил, что ноги придется отрезать, чтобы не началась гангрена.
В тогда молодой человек и вспомнил о Боге. Он решил послать в женскую обитель своего человека с просьбой, чтобы к нему в дом прислали чудотворную икону Троеручицы и отслужили перед ней молебен с водосвятием. Удивилась матушка-игуменья, но поспешила исполнить его просьбу. Чудотворную икону «Троеручица» принесли в дом больного, отслужили перед ней молебен, после чего больного окропили святой водой и посоветовали этой водой обтирать больные ноги. Во время молебна молодой человек усердно молился, с верой прикладывался к святой иконе, а святую воду попросил поставить себе в изголовье. После молебна и окропления святой водой он почувствовал облегчение в своих больных ногах, а через несколько дней больному стало еще лучше. Исцелившись, помещик, прежде всего посетил Сухотинский монастырь и в благодарность подарил обители свою усадьбу, а сам уехал в другое имение.
Молитва Пресвятой Богородице перед Ее иконой «Троеручица»
О Пресвятая и Преблагословенная Дево Богородице Марие! Припадаем и покланяемся Ти пред святою троеручною иконою Твоею, воспоминая преславное чудо Твое исцелением усеченный десницы праведнаго Иоанна Дамаскина, от иконы сея явленное, егоже знамение доныне видимо есть на ней, во Образе третия руки, к изображению Твоему приложенным. Молимся Ти и просим Тя, Всеблагую и Всещедрую рода нашего Заступницу: услыши нас, молящих Ти ся, и якоже блаженнаго Иоанна, в скорби и болезни к Тебе возопившаго, услышала еси, тако и нас не презри, скорбящих и болезнующих ранами страстей многоразличных, не презри, усердно к Ти от души сокрушенныя прибегающих. Ты зриши, Госпоже Всемилостивая, немощи наша, озлобление наше, нужду, во Твоей помощи потребу, яко отвсюду врази окружают нас, и несть помогающаго, ниже заступающаго, аще не Ты умилосердишися о нас, Владычице. Ей, молим Ти ся, вонми гласу болезненному нашему и помози нам святоотеческую Православную веру до конца дней наших непорочно сохранити, я во всех заповедех Господних неуклонно ходити, покаяние истинное о гресех наших всегда Богу приносити и сподобитися мирныя христианския кончины и добраго ответа на Страшнем суде Сына Твоего и Бога нашего, Егоже умоли за нас Матернею молитвою Твоею, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да помилует нас по велицей и неизреченной милости Своей. О Всеблагая! Услыши нас и не лиши нас помощи Твоея державныя, да. Тобою спасение получивше, воспоем и прославим Тя на земли живых и рождшагося от Тебе Искупителя нашего, Господа Иисуса Христа, Емуже подобает слава и держава, честь и поклонение, купно со Отцем и Святым Духом всегда, ныне и, присно, и во веки веков. Аминь.
Фотографии Храма, где находится список иконы можно посмотреть у нас в ГАЛЕРЕЕ