ПОКРОВСКИЙ ХОТЬКОВ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

       В нескольких километрах  от прославленной и многолюдной Троице-Сергиевой Лавры, на крутом береговом склоне речки Пажи, расположился монастырь, который внешне очень мало напоминает Дом преподобного Сергия Радонежского.  Покровский Хотьков женский монастырь имеет с Лаврой преподобного глубокую духовную связь: именно здесь когда-то были пострижены в монашество, а потом и погребены  родители преподобного Сергия, ростовские бояре Кирилл и Мария, здесь до сих пор покоятся их святые мощи

  

   

     Место, которое он занимает, издревле называлось "Хотково" или "Хотков", в его основе лежит древнеславянское мужское имя "Хот".  Хотков - так, вероятно, называлось небольшое славянское земледельческое поселение, на месте которого и возник Покровский Хотьков монастырь. Это - одна из древнейших обителей Подмосковья, история которого исчисляется почти семью веками,  впервые он упоминается в летописи в 1308 году. Несмотря на долгую историю, этот монастырь не прославился никакими неординарными событиями, чудесами, не было в нём чудотворных икон, выдающихся архитектурных сооружений.  Это была тихая и скромная монашеская обитель в двух верстах от Радонежа, в который Кирилл и Мария вместе со своими детьми переселились в 1328 году. Но эта смиренная святая обитель имела в духовной истории России свое особое предназначение: она должна была стать усыпальницей родителей преподобного Сергия и семейства его младшего брата Петра.

     Кирилл и Мария, чувствуя приближение конца земной жизни, оба захотели принять монашеский постриг. В то время монастырей на Русской земле было не так много, поэтому некоторые из них были совместными, то есть имели два отделения - для старцев  и стариц. Таким был в те времена и Покровский монастырь. Кирилл и Мария постриглись в Хотькове в 1334 году. Вместе с ними постригся их старший сын Стефан, который перед тем похоронил свою молодую жену. Средний сын, Варфоломей, будущий преподобный Сергий, тоже очень хотел монашества, но родители просили его подождать с осуществлением этого намерения: им не хотелось расставаться с ним до своей смерти. Покорный их воле, Варфоломей ухаживал за больным отцом, вел хозяйство, хотя сердце его горело другим.

     Около 1339 года Кирилл и Мария скончались в монашеском чине и были похоронены в Покровском монастыре. Сыновья отслужили по ним положенные панихиды, подали обители щедрую милостыню об их упокоении. Монастырь стал усыпальницей рода преподобного Сергия, в нем похоронены также его родной брат Петр с женой. Позднее преподобный Сергий, став монахом, а потом и игуменом своего монастыря, никогда не забывал могил, дорогих его сердцу, до самой своей кончины посещал Хотьков монастырь, чтобы помолиться на них. Мало того, всем его почитающим он также заповедал молиться о упокоении Кирилла и Марии, молиться о долгой и доброй жизни членов своей семьи и прежде всего - детей, а также других достойных людях. Просят преподобных Кирилла и Марию помочь им в мирских делах, а главное - способствовать рождению, хорошему воспитанию и образованию детей для их должного служения православию, Родине. И этот завет исполняется множеством паломников, идущих в Троице-Сергиеву Лавру на богомолье к преподобному Сергию.

     Средства незаметной, скромной святой обители были скудны. Достаточно сказать, что до середины XVII века в монастыре не было ни одной каменной постройки. По мере того как росло на Руси почитание преподобного Сергия, росло и почитание его благочестивого рода. Заботясь о могилах Кирилла и Марии, Троицкий игумен Никандр в 1544 году бил челом великому князю, будущему первому русскому царю Иоанну Васильевичу Грозному, о приписке Хотькова монастыря к Троице- Сергиеву. Просьба была удовлетворена, что сразу возымело благотворные последствия: число насельниц увеличилось (видимо, с начала XVI века монастырь был уже исключительно женским, так как в царской грамоте он именуется «девич монастырек»), экономическое положение монастыря улучшилось.

     Благоденствие, однако, оказалось непродолжительным.  В 1609-10 гг. Хотьковская обитель сильно пострадала от польско-литовской интервенции и фактически полностью была сожжена, ведь все постройки в ней тогда были деревянными.  Лишь к середине 1620-х годов Покровский Хотьков монастырь, при помощи Троицкой обители, был восстановлен в своем первоначальном виде. В 1644 году, получив щедрое пожертвование, тогдашняя игумения Евфимия начала строительство первого каменного храма - конечно же в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

     Постепенно монастырь рос, увеличивалось число насельниц. В 1764 году, когда императрица Екатерина начала проводить секуляризацию церковных земель. Покровский Хотьков монастырь, в котором к тому времени было уже более сотни монахинь, был отделен от Троице- Сергиевой Лавры и стал самостоятельным, получив разряд III класса.

      По преданию, царь Пётр I выписал из Голландии кружевниц и золотошвеек для обучения хотьковских монахинь, которые вскоре стали замечательными мастерицами. С ХVIII века Хотьковский монастырь уже славился плетением кружев, прядением особо тонких нитей (из которых изготовляли тончайшее полотно), тканными холстами, вышивкой шёлком и золотом. Золотошвейная вышивка и товары рукодельного промысла имели большой спрос. Изделия хотьковских мастериц можно было купить в самом монастыре: расходились они на продажу и по всей России.

     Во второй половине XVIII века в Хотькове была возведена каменная Никольская церковь, строились стены, Северные трехпролетные Святые ворота в стиле барокко позже  были надстроены  церковью в честь Рождества  Иоанна Предтечи. В 1833 г. были построены Водяные ворота с надвратной церковью Святителя Митрофана. В начале XIX столетия число насельниц достигало уже почти трехсот человек, поэтому нужно было перестраивать храмы, строить новые келлии.

      В 1816 году было закончено строительство нового Покровского храма. Пятиглавый Покровский собор в стиле классицизма является главным, но в сравнении с Никольским выглядит небольшим и скромным. Двух и трехэтажные Трапезный, Рукодельный и Общежительный корпуса сооружены в середине ХIХ века в стиле классицизма. Их архитектура строга, а декор крайне скуп. Гробница преподобных Кирилла и Марии находилась по правую сторону нового Покровского собора, под золоченой сенью.

      В 1848 году во время эпидемии холеры митрополит Московский  Филарет благословил крестный ход из Троице-Сергиевой Лавры в Хотьков монастырь и село Радонеж. И молитвы эти были услышаны:  «ни одна сестра, несмотря на большое стечение богомольцев, среди которых были и больные, не была подвержена заразе». И  это было далеко не единственное чудо по молитвам преподобного Сергия и его святых родителей. Церковная летопись Покровского  Хотькова монастыря приводит немало случаев исцелений от самых различных недугов, многие из которых врачами считались неизлечимыми.

     Не забывали в Покровском  Хотьковом монастыре и традиционного для православных обителей служения благотворительности и просветительства. В самом начале XIX века княжна Черкасская пожертвовала монастырю средства на содержание небольшой богадельни. Постепенно богадельня росла. Пришлось строить новые корпуса - трехэтажные, каменные, заменившие монастырскую ограду на южной стороне. Необычна исторически сложившаяся продольно-осевая планировка комплекса с центральной улицей, до середины XIX в, служившей паломникам отрезком дороги "к Троице". В XVIII в. улица, в соответствии с особножительным монастырским уставом, была сплошь застроена небольшими деревянными домиками келлий. Впоследствии, с изменением устава, разделена колокольней на жилую и парадную части с разбивкой соборной площади. Существующая структура следует старой схеме.

     До 1840 года монастырь был особножитным, так что каждая монахиня имела собственное помещение (в келье, ею самою построенной, или купленной у наследников одной из прежних монахинь) и собственное содержание (так что каждая монахиня в своей собственной или нанятой келье жила своим собственным хозяйством). Приобретая себе содержание главным образом трудами своих рук, монахини должны были продавать свои рукоделия; а по этой причине в монастыре, как это было  и вообще в женских особножитных монастырях, торговля велась в самом монастыре.  К торговкам монахиням присоединялись и торговцы миряне, когда при монастыре собирались торги или ярмарки.

   С начала ХIХ века Хотьковская обитель стала выполнять новые для неё функции: она стала своего рода тюрьмой или исправительным заведением для женщин. Сюда переводили монахинь из других монастырей, обвинённых в непослушании и несмирении; кроме того, сюда насильно помещали женщин-мирянок, осуждённых на "монашеское заключение". Всем этим женщинам назначалось послушание в иконописной мастерской, в церковно-приходской школе, в богадельне для престарелых монахинь, больнице, гостинице, оранжереях, на скотных дворах и в других подразделениях монастырского хозяйства. Ежегодно в октябре под стенами Покровского Хотькова монастыря проводилась многолюдная Покровская ярмарка (получившая название по соборному храму обители - в честь Покрова Пресвятой Богородицы). Во второй половине XIX века, при игумении Магдалине, число насельниц достигает уже 400 человек.   Но все же главным делом в святой обители были молитвы и духовное просвещение. В 1884 году возле монастыря было построено здание церковноприходской школы для окрестных детей.

     В начале ХХ века во время Русско-японской, а позже и Первой мировой войны, Покровский Хотьков женский монастырь разворачивал свою  деятельность на пользу всего русского общества еще шире. К тому времени число прихожан и паломников обители так сильно возросло, что было принято решение построить новый Никольский собор, значительно больше старого. Новый храм был построен в 1904 году по проекту архитектора А. Латкова. Рассчитаный на 2000 человек, он впечатлял богатством внешней и внутренней отделки. Расписали храм через несколько лет, в 1911 году. Он стоит на обширных подвалах, западный из которых одновременно служит одной своей стеной подпорной стенкой.

     Октябрьский переворот 1917 года круто изменил ритм жизни святой обители. В 1918 году  Покровский Хотьков монастырь первый раз был  "разграблен", а в 1919 году часть зданий обители отдали детской колонии, и уже в 1921 году - официально закрыли. Но даже после своего официального закрытия монастырь фактически существовал под приемлемым для новой власти названием "трудовой артели кустарных изделий". В середине 1920-х годов здесь ещё жили и трудились примерно 160 монахинь, которые пытались сохранить прежний монастырский уклад жизни. К тому времени уже большую часть бывших монастырских зданий занимали службы детской колонии, так называемый "детский городок". В 1928 году артель из монахинь закрыли, а самих тружениц выселили из монастыря. В освободившихся монастырских зданиях разместили фабричные общежития. В 1931 году последнюю игуменью монастыря (она была ею с 1918 по 1931 г.) Варсонофию арестовали и отправили в ссылку в Казахстан, где она и умерла. В середине 1920-х годов закрыли сначала величественный Никольский собор, а в 1935 г. - Покровский храм. В монастыре открылся агрономический факультет Института красной профессуры и строительное училище. После Великой Отечественной войны в Покровском соборе разместили маленький завод "Химбыт". Также в бывшем монастыре открыли школу механизаторов, позже преобразованную в сельскохозяйственный техникум.

     С 1932 года началось варварское уничтожение строений Покровского монастыря. Мраморная облицовка Никольского собора сбивалась со стен и отправлялась на «ударную стройку» московского метро. Снесли колокольню и Святой колодезь; в Покровском соборе сменяли друг друга промышленные предприятия. Очень скоро обитель пришла в состояние разрухи. Ограда пала, своды монастырских храмов поросли деревьями и кустарником; выбитые окна зияли пустотой.

      Только чудом можно объяснить то, что почти погибший монастырский комплекс в 1960 году был взят под охрану государства как памятник республиканского значения.  В 1989 году Покровский собор был передан Московской Патриархии. Так началось возрождение одной из самых древних монашеских обителей на многострадальной Русской земле. В 1992 году, в связи с 600-летием со дня преставления преподобного Сергия, в жизни Покровской обители произошли сразу два знаменательных события: монастырь был открыт как действующий и были причислены к лику святых праведные родители преподобного Сергия Радонежского.

     Число насельниц монастыря год от года увеличивается, в 2000 году их было 60 человек, теперь - заметно больше. Сейчас в монастыре живут в основном молодые женщины в возрасте от 20 до 35 лет, есть среди послушниц  девочки 10-14 лет. 14 октября 2000 года открыт приют-пансион для девочек. Женщины и девушки, пришедшие в монастырь и видящие своё призвание в монашестве, имеют в основном медицинское образование. В 2008 году Покровский Хотьков  ставропигиальный женский монастырь отметил 700-летие своего существования. В 2017 году исполнилось 25 лет возрождения монашеской жизни после разорения и 680 лет со времени кончины покровителей обители преподобных Кирилла и Марии, Радонежских и Хотьковских чудотворцев. В наши дни возрождён обычай: паломники, направляющиеся в Троице-Сергиеву лавру, стараются посетить обитель в Хотьково и поклониться гробнице родителей Сергия Радонежского в Покровском храме.

     Покровский  Хотьков женский монастырь восстанавливали и восстанавливают всем миром: государственные организации, органы власти, промышленные предприятия и, конечно, паломники, прихожане и сестры - все вместе трудятся над восстановлением цветущей некогда обители.

     Разнообразные труды на пользу монастыря и ближних не заслоняют в обители главного: ежедневно в храмах совершается молитва. Особенно строгий устав соблюдают на монастырском подворье, расположенном в двадцати пяти километрах от Хотькова.

     А в самом Покровском монастыре утро начинается с Акафиста Пресвятой Богородице, под 

Фотографии  Монастыря можно посмотреть у нас в ГАЛЕРЕЕ


Яндекс.Метрика