БОГОРОДИЦКИЙ ВЫСОЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

       Более 6 веков назад, на высоком берегу Нары, недалеко от впадения её в Оку, близ города Серпухова была основана одна из древнейших русских обителей - Свято-Высоцкий монастырь. История основания монастыря связана с именами преподобного Сергия Радонежского, Игумена земли русской; его ученика - преподобного Афанасия и серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго (приходившегося двоюродным братом князю Димитрию Донскому).

  

     В 1373 году войско Золотой Орды устремилось на Русь и опустошило Рязанское княжество. Возникла острая необходимость в усилении южных рубежей Московской Руси, прикрытии важнейшего пути с Оки к Москве, который проходил через Серпухов. Укрепив свой стольный град крепкими дубовыми стенами, князь Владимир Андреевич "восхотев возградити себе монастырь в Серпухове", который во время нападения врага мог служить преградой, а в дни мира хранил бы русский град молитвой.  Для того чтобы заручиться духовным покровительством такого строительства, надо было обратиться к человеку, имевшему непререкаемый нравственный авторитет среди своих современников. И лучше Троицкого игумена Сергия, конечно, никого нельзя было найти.

     Несмотря на преклонные годы и зимнее время года великий подвижник откликнулся на просьбу и пешком, в сопровождении любимого ученика Афанасия, пришел в Серпухов. Место для монастыря было выбрано на одном из холмов. Князь выразил желание посвятить обитель честному зачатию праведной Анной Божией Матери. Святой старец совершил молитву на основание монастыря, которую и поныне ежедневно возносит братия за богослужением. Так 2 декабря 1374 г. был основан Серпуховской мужской монастырь, по месту основания на холме Высоком, получивший название Высоцкого. Построили деревянную церковь в честь Зачатия Пресвятой Богородицы и близ неё жилые кельи для игумена и братии. В это же время возвели и оборонительные сооружения монастыря: ров и земляной вал с установленной на нём рубленой крепостной стеной. Высоцкий монастырь представлял собой полноценную небольшую крепость  и был на Руси одним из первых в этом роде.

     В 1380 году Владимир Андреевич участвовал в битве на Куликовом поле. Именно его удар из засады в середине сражения и решил исход дела. С того времени за ним укрепилось почтительное прозвание Храбрый.  В стенах Высоцкой обители благоверный князь захоронил останки воинов-серпуховичей, над братской могилой которых в память о великой победе был воздвигнут белокаменный собор в честь Зачатия святой праведной Анной Пресвятой Богородицы, освященный вместе с построенной Митрополитом Киприаном в 1381 г. и также построена теплая каменная церковь Покрова с трапезной.

     Первым настоятелем обители стал преподобный Афанасий старший, один из любимых учеников преподобного Сергия и друг князя Владимира Андреевича. Еще в Свято-Троицкой обители преподобного Сергия Афанасий стяжал себе славу ученого мужа и книгописца, много трудившегося для возрождения утраченной на Руси за годы татарского пленения преемственности византийской духовной традиции. Благодаря таким же трудам подвижника в Высоцком монастыре, обитель приобрела значение центра византизма на Руси. В 1387 году настоятель монастыря Афанасий Высоцкий отправился вместе с митрополитом Киприаном в Константинополь, откуда около 1390 года прислал для монастырского собора семь икон деисусного чина, получившего название Высоцкого. Семь икон "Высоцкого чина" - "Спас", "Богоматерь", "Архангел Михаил", "Архангел Гавриил", "Иоанн Предтеча", "Апостол Пётр" и "Апостол Павел" - написаны византийским мастером незаурядного таланта. Этим иконам суждено было оставить глубокий след в русской культуре. Считается, что эти византийские иконы внимательно изучал Андрей Рублёв, создавший под их воздействием свой "Звенигородский чин". Ныне они находятся в Третьяковской галерее и в Русском музее. Монастырь стал быстро расти, со всех сторон потянулась в него братия. Вокруг преподобного Афанасия стали собираться монашествующие, число которых постепенно умножалось. Среди них он вскоре приобрёл достойных учеников, просиявших впоследствии святостью жизни.

     На его место в 1387 году был поставлен второй настоятель монастыря  Афанасий младший.  При нем монастырь продолжал процветать, сохраняя благословленные преподобными Сергием и Афанасием традиции и иноческий уклад жизни. Афанасий младший также пребывал в аскетическом подвиге и почитался как чудотворец. Преставился он в возрасте 33 лет. Над его гробницей у западной стены собора была сооружена каменная часовня. Позднее, в 1694 году, на месте могилы преподобного Афанасия была построена маленькая, богато украшенная церковь во имя св. Афанасия Афонского. В 1878 году её разобрали и на этом месте построили огромный храм во имя свв. Афанасия и Сергия, посвящённый 500-летию монастыря. В нём покоились мощи местночтимого святого преподобного Афанасия Высоцкого. Этот храм, не самый удачный по своим архитектурным достоинствам, был разобран в 1967 году во время реставрационных работ. С самого момента погребения преподобный Афанасий прославился чудесами. В 1571 г. во время нашествия агарян в образе грозного всадника с большим жезлом на белом коне он явил свое заступничество городу и родной обители. С тех пор преподобный Афанасий младший почитается как небесный покровитель Серпухова. Он руководил обителью до 1395 года.  При Афанасии II Высоцкий монастырь становится центром книжности и православной культуры, в нем работали мастера-переписчики; из него Священное Писание распространилось по окрестным землям.

     Следующим игуменом монастыря в течение девятнадцати лет был ученик преподобного Сергия Никита, который потом перешел на покой в Боровский Высоко-Покровский монастырь. Здесь у него в послушании и под духовным руководством в течении семи лет пребывал молодой инок Пафнутий, в будущем -преподобный Пафнутий Боровский. Около 1421 г. преподобный Никита отправился на север, и в 1426 г. в Костроме основал Богоявленский монастырь, где и обрел место последнего упокоения. Таким образом, мы видим, что у основания Высоцкой обители стояли люди воистину духовные, святые подвижники.

     Время управления Богородицким Высоцким  монастырем первыми тремя настоятелями, прославленными в сонме Радонежских святых, преподобными Афанасием старшим, Афанасием младшим и Никитой, составило его святое сорокалетие и вошло в историю древней Высоцкой обители как самая драгоценная страница. В дальнейшем история монастыря тесно связана с городом Серпуховом. Являясь южной оборонительной границей Московского княжества, город часто подвергался нападениям со стороны внешних врагов. Под Серпуховом устраивались сборы войск, и Высоцкая обитель нередко посещалась знатью и самим царем. Для таких случаев в монастыре имелись особые «царские палаты». В XVI в. в обители были построены Никольский и Сергиевский храмы, придел в честь Рождества Богородицы и галерея вокруг собора.

     В то время, на рубеже XIV-XV веков, Серпухов переживал эпоху своего расцвета. Это был крупный центр ремесел и искусств, столица княжества, в которой чеканилась своя монета. И несмотря на то, что Русские земли подвергались постоянным нашествиям Орды и опустошениям, город быстро поднимался из пепла и расцветал вновь. Естественно, расцветал и Высоцкий монастырь.

      Но с середины XVI века начинается упадок Серпухова как самостоятельного княжества. Начинается объединение Руси вокруг Москвы. При Иване III формируется единое сильное Московское государство. В XVI столетии обитель еще остается важной военной крепостью на пути крымцев, поэтому ее постоянно укрепляют. В то время к Высоцкому монастырю приписаны большие имения — 4 погоста, 89 деревень, огромный Высоцкий бор. Кроме того, на землях монастыря, как и вообще в Серпуховском крае, добывают железную руду. Но главное средство своего содержания обитель получала от жертвователей. Среди ее вкладчиков были такие знаменитые в России фамилии, как Воротынские, Лобановы-Ростовские, Васильчиковы, Воейковы; большие вклады делал в обитель царь Борис Годунов.

     Смутное время не пощадило Высоцкий монастырь. В те годы он, как и Серпухов, почти полностью обезлюдел. Зато с воцарением династии Романовых начинается восстановление обители. Царь Михаил жалует монастырю льготы, делает вклады; вкладчиком монастыря является и его отец, Патриарх Филарет. Наиболее значительные вклады были сделаны представителями рода Нарышкиных и особенно царицей Натальей Кирилловной, матерью императора Петра I. К концу XVII в. на средства вкладчиков многие храмы и иконостасы обновились.  Дяди Петра I, пожертвовал средства на очередную перестройку собора. Были переложены своды и заново сделано завершение храма. На втором этаже собора была устроена ризница, на третьем - церковь во имя св. Сергия Радонежского. Собор неоднократно расписывался, но из-за многочисленных перестроек ранняя живопись практически не сохранилась. Последний раз стенопись собора поновлялась в 1899 году. Первый ярус галереи, опоясывающий собор, служил местом погребения именитых людей Серпухова.

      Настоящий расцвет происходит при Алексее Михайловиче.  В 1770-е гг. вместо старой деревянной ограды вокруг монастыря были воздвигнуты каменные стены с четырьмя угловыми башнями, окруженные рвом, идет оснащение пушками и пищалями. Все это говорит о том, что в середине XVII века монастырь еще не потерял своего значения, как военной крепости.  В первой половине ХVII века собор дополнили два симметричных придела: Рождества Богородицы и Никольский. Последний в 1740 году на вклад графа М.Г. Головкина был перестроен в самостоятельную Никольскую церковь. В этой церкви в 1734 году был погребён государственный канцлер, известный дипломат петровского времени граф Гаврила Иванович Головкин,  в 1780 году в Высоцком монастыре был погребён Ф.А. Соймонов - первый русский гидрограф, составивший карты морей, омывающих берега России.

     XIX век принес оживление и подъем, строились храмы: 1840 год – трехъярусная надвратная колокольня, которая стала самым ярким сооружением монастыря   с храмом во имя Трёх святителей (1843 год). Это одно из самых красивых зданий в Серпухове. Колокольня возведена на месте трёх последовательно сменивших друг друга построек предыдущего времени. Проект колокольни разработал в 1831 году архитектор Е. Малютин. Мастерски вписанная в ансамбль монастыря и в окружающий ландшафт колокольня, придала живописность всей городской панораме, развёрнутой вдоль долины реки Нары. Среди жилых и хозяйственных построек монастыря выделяются палаты настоятеля, относящиеся к середине ХVIII века. 1896 год - храм Всех святых - усыпальница. Её возводил московский архитектор Р.И. Клейн на средства серпуховского промышленника Н.Н. Коншина. Церковь стала усыпальницей рода Коншиных, старинных серпуховских купцов и промышленников. Также строились келлии, монастырские службы. В Богородицком Высоцком монастыре была богатейшая ризница. Здесь хранились две ризы преподобного Сергия Радонежского, которые почитались как святыня. Очень чтились и мощи Афанасия Серпуховского (младшего).

      После революции почти сразу начались притеснения от властей. В Богородицкий  Высоцкий монастырь переселили матушек из закрытой соседней Владычней обители; братии предложили «покинуть помещения» — в их келлиях надо было поселить латышских стрелков.

     До 1931 года в храмах еще продолжались богослужения, но с этого времени в Высоцком монастыре размещается расстрельная тюрьма. Земля монастырская была обильно полита кровью. После Великой Отечественной войны монастырские здания использовались под склады, под жилье. Но разрушение их продолжалось. В 1967 году реставраторы (!) разрушили храм преподобных Сергия Радонежского и Афанасия Высоцкого как «не представляющий архитектурной и исторической ценности».

     Обитель была возвращена Церкви и открылась вновь как действующий монастырь в 1991 году. 24 сентября 1994 года произошло знаменательное событие — были обретены мощи преподобного Афанасия, которые отныне покоятся в Покровском храме. В Покровском же храме находится и чтимый образ Божие Матери «Неупиваемая Чаша» (современный список с чудотворной иконы, обретенной во Владычнем Введенском монастыре в 1878 году), который, как и «Неупиваемая Чаша» Введенского монастыря (тоже список с утерянного первообраза), подает исцеление от недуга пьянства десяткам и сотням людей.

     В сентябре 1999 года Серпуховский Богородицкий Высоцкий  мужской монастырь праздновал свое 625-летие. С 2004 года начались сложные работы по восстановлению фундамента стены. За 2005 год были заново выстроены 2 башни и стена с северо-западной стороны. В день празднования 15-летнего возрождения Высоцкого монастыря, 25 сентября 2006 года митрополитом Ювеналием была освящена часовня над местом погребения преподобного Афанасия Высоцкого. К началу осени 2008 года были завершены работы по капитальному ремонту паломнического корпуса монастыря, длившиеся более семи лет. Были заменены перекрытия и кровля здания, усилен фундамент, проведена внутренняя и внешняя отделка. Также были оштукатурены изнутри стены величественной колокольни Высоцкого монастыря, после чего была выполнена роспись надвратного храма в честь Трёх святителей. Установлен фаянсовый иконостас, написаны для него иконы.

       «С монастырскими подземельями связано большинство легенд Серпухова. Так, ходят слухи, что в скрытых от глаз гротах хранится библиотека Ивана Грозного и другие ценные вещи, а также монастырская ризница Свято-Высоцкого монастыря. Согласно одной из версий, серпуховские монастыри имели разветвлённую сеть подземных туннелей с тюрьмой-темницей и потайными комнатами. О существовании подземных ходов говорят и священнослужители Высоцкого мужского монастыря. К примеру, северо-западная башня монастыря, согласно летописям, называлась Тайницкой. И спустя несколько веков она оправдала своё название. Имеются сведения, что подземные ходы связывали между собой Серпуховской кремль, располагавшийся на Соборной горе, Высоцкий мужской монастырь и Владычный монастырь. Кстати, Владычный женский монастырь раньше, до 1806 года, был мужским. Так что когда-то в Серпухове были две мужские обители. И каждый монастырь имел подземный ход, который вёл к Наре. Предположительно, в случае нападения врагов можно было тайно добраться до реки и переплыть её на лодке. Ходят слухи, что и под самой рекой был проложен подземный ход. Эта версия имеет право на существование. Как известно, все монастыри выполняли функцию крепостей, а подземные ходы использовались для обороны древнего града. Согласно летописям, эта система подземных ходов Серпухова называлась "Замок". Поскольку это было важной стратегической коммуникацией, ход в подземелье хранился в тайне. И знали об этом определённые люди, воеводы, которые отвечали за безопасность, обороноспособность Серпухова».

     Восстала из руин после десятилетий разрухи одна из древнейших святынь России – Богородицкая Высоцкая обитель.

    

 

Фотографии  Монастыря можно посмотреть у нас в ГАЛЕРЕЕ

 


Яндекс.Метрика