Тихонова Пустынь. Музей-диорама Великое Стояние на Угре.

Музей-заповедник "Полотняный завод". Усадьба Гончаровых.

Лето, давно хотели обновить и пополнить наши впечатления от мест, ставших родными и близкими. Святая  Тихонова пустынь. Музей-диорама Великое Стояние на Угре.  Полотняный завод. Усадьба Гончаровых. Все сложилось. Едем…

Дорога прекрасная.  Доехали быстро, но сначала на Святой источник.   Одно из самых посещаемых мест - Скит иконы Божией Матери Живоносный Источник, который выкопал сам Святой Тихон. Он находится в  двух километрах от основного монастырского комплекса.  С собой лучше брать емкость, чтобы наутро  еще раз «испить» чистейшую воду и мысленно опять побывать в благодатном месте.

Церковь иконы Божией матери "Живоносный источник."

Какое удовольствие ходить по деревянным мосткам!

Обитель была основана во второй половине 15в. преподобным Тихоном Медынским,  Калужским чудотворцем. Храм  Успения Пресвятой Богородицы расположен на основной территории монастыря. Возведен в русско-византийском архитектурном стиле. Мощь и великолепие его потрясают и влекут. Фотографии Тихоновой Пустыни Вы можете посмотреть в нашей Галерее.

Преображенский собор, ранее взорванный, восстановлен в начале 21 века. Под раскопками Храма, фундамента 1677 года  были обретены мощи Святого Тихона.

В нижнем Храме во имя Тихона Калужского, в Преображенском соборе находятся святыни - Мощи святого Тихона.

 Генеральное сражение,  решившее  исход Великого стояния, происходило в районе монастыря Калужская Тихонова пустынь, недалеко от деревни Дворцы, на Залидовских лугах с 8-11 октября 1480 г. Храм в честь иконы Божией Матери Владимирская было решено возвести на месте, где происходило это знаменательное событие,  в котором  была одержана победа над татарским ханом Ахматом в 1480 году.

Минут через 15 мы подъезжаем к Владимирскому скиту, музею-диораме Великое Стояние на Угре. Уже во второй раз. Мысленно: уже были, еще одна экскурсия… но – великолепный памятник, высокообразованная и увлеченная  экскурсовод,  полотно, притягивающее,  как магнит,  и опять хочется всматриваться, вслушиваться…

Цель диорамы во Владимирском скиту не только воссоздать исторические картины сражения,  но и показать несгибаемую силу  защитников, благодаря вмешательству для них сил свыше, молитвам русского воина Пресвятой Богородице.

 Пророческие слова  Павла Рыженко, талантливого художника-баталиста, создавшего эпическое полотно диорамы. А ведь произнесены они 2014 году.   «В те годы Стояние на Угре ознаменовало окончательный и бесповоротный  отрыв зависимости России от ханского ярма. Сейчас в нашей жизни по исторической аналогии точно такое же состояние, когда на какой-то метафизической Угре необходимо оторваться от нашей слабости, греховной переменчивости и понять, что Россия не имеет ничего общего  с остальным  миром в плане внутренней судьбы потому, что Россия является Ковчегом Завета и она призвана высшему служению,  – хранению и реализации в жизнь чистоты помыслов.  В каждом русском внутри живет генетически, по голосу крови воин с поля Куликова, воин с Бородина, воин с  Первой Отечественной и со Второй Отечественной… В нем должен проснуться ген богатыря, ген могучего орла…» 

Световое и звуковое сопровождение, реальные и бутафорские предметы окунают в центр событий.Техника позволяет воспроизвести запах осени, горелых листьев, пороха, эффекты дыма, ветра. Объемный звук:  слышна  молитва, стоны раненых воинов, удары молотов о наковальню в кузне, грохот пушек, выстрелы – и ты там, а не здесь. Сильно!

Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл на освещении  Музея-диорамы сказал: « Совершенно прекрасная панорама Павла Рыженко. Это его лебединая песня, последнее его творение. Он ушел от нас так рано, полный сил, творческой энергии. Он действительно великий художник современности».

 Спокойно и плавно несет свои воды Угра. От Поклонного креста вдаль открываются прекрасные виды. Очень хотелось бы остановиться на берегу, побродить, посидеть, насладиться летними звуками, но время… Впереди нас ожидала не менее интересная поездка в  Музей-усадьбу Гончаровых «Полотняный Завод».

Родовое гнездо Гончаровых. Здесь провела детство прекрасная Натали, в пору юности навещала своего деда и два труднейших года прожила здесь вместе с детьми после гибели поэта.

 Афанасий Абрамович Гончаров вышедший из калужских посадских людей, стал крупным купцом, промышленником, одним из организаторов бумажного и полотняного производства в России, ему было дано право на потомственное дворянство, стал родоначальником дворянского семейства Гончаровых.

Спасские ворота выполняли функцию церковных  и въездных ворот в усадьбу.  Со времени возведения практически не меняли своего облика.По преданиям под иконой Спасителя всегда светилась лампадка, в любое время года и погоду. Ее мерцающий огонек  оберегал и живущих здесь, и уезжающих.

В 1919 году домовая церковь Спаса Преображения (1740 г.), где располагалась  родовая усыпальница Гончаровых, была разрушена. В настоящее время – восстановлена по рисункам и фотографиям.

Во время немецкой оккупации Дом Гончаровых и усадьба сильно пострадали. Пожар оставил одни стены. Восстановление шло долго, но результаты огромной работы - восхищают.Не удивительно, что сюда " не зарастет народная тропа".

Парадная дубовая лестница.

Модель парусного судна как напоминание о парусине высочайшего уровня.  Здесь  производилась треть парусного полотна России, оно также вывозилось в больших объемах в Европу. Моряки высоко ценили парусину Гончарова, а бумага признавалась лучшей в России. В конце 18 в. ее было не менее 30 видов различных сортов. В 19 в. дополнительно стали производить слоновую, чайную, папиросную, раскурочную бумагу.

А это столовая - вторая по величине и убранству зала в парадной анфиладе. Потолочная лепнина, новомодные в то время,  три десюдепорта с изящными пейзажами, сюжеты которых отразили уголки усадьбы: церковь Спаса Преображения, старинная плотина и мельница на реке Суходрев, а также один из корпусов производства  парусины.

Столовый сервиз из английского фаянса первой половины XIX в.

Гостиная - центральное место в парадной анфиладе комнат. Ее стены были обтянуты декоративной парусиной бирюзового цвета. Здесь устраивали  музыкальные вечера.

Стол из нескольких пород дерева, с перламутровыми вставками, сделанный в 1839 году крепостным мастером Гончаровых. На камине - две аптекарские кружки и ваза китайской работы.

16 декабря 1775 года Полотняный Завод посетила Екатерина II. К ее приезду была отделана комната, отдаленно напоминавшая опочивальню  Екатериновского дворца в Царском Селе.  Вплоть до революции 1917 года в усадьбе хранился стул, покрытый алым бархатом с серебряным орнаментом, на котором сидела сама Екатерина II.  Дощатые полы в комнате были сделаны из красивой золотистой древесины ясеня, что  удачно гармонировало с позолотой колонн. Стены были отделаны белоснежным искусственным мрамором.  Этой комнатой заканчивается парадная анфилада второго этажа.

Комната в китайском стиле. Стены были обиты китайскими ситцами с букетиками цветов и фигурками китайцев. Воссоздан полукруглый диван, рядом с которым помещен круглый стол с грифонами, которые, по преданиям, приносили хозяевам счастье и удачу. Эту комнату особенно любил  А.С. Пушкин, бывая здесь, в Полотняном Заводе.

В 1812 году, во время Малоярославецкого сражения, в Полотняном Заводе находился главный штаб  Русской армии. Комната  М.И. Кутузова была на третьем этаже, в левом углу, если смотреть со двора.

 А это предметы театрального реквизита  «Народного театра в Полотняном Заводе», созданного последними владельцами усадьбы, которые порой и сами принимали участие в спектаклях.

Удивительно, но походив достаточно много, не хотелось уходить из музея. За окном прекрасная погода, жарко, а в залах легкая и очень приятная атмосфера.  Посетители  сидели в кафе, и мы были практически одни, рассматривая долго, что хотелось. Вид на пруд из открытых окон, колышущиеся от ветерка  шторы, солнечные блики на полу, тишина – какой хороший, светлый день!

Гуляем по территории также свободно и легко.

Очень рады новому, что появилось, пока несколько лет мы не приезжали сюда. Кафе «Гончаровъ» – как здорово! Оформление прекрасное, но в помещении свободных мест нет.

Сели на веранду: ни комаров, ни мух. Ребята обсуживала хорошо и быстро. Меню разнообразное- " а-ля рус" Но, что запомнилось  более всего, так это «Сало в нарезку  (ароматное, не пожалеете, с луком, гренками из ржаного хлеба, квашенной капустой и горчицей). 80/60/45 гр......360 руб.». Как они это готовят!? Очень вкусно! Аромат…не выдержали и заказали вторую порцию.

Довольные и сытые мы выкатились из кафе.

Около главного Усадебного Дома растет огромный дуб, названный Кутузовский Дуб. Ему более 200 лет. Рядом с дубом установлен памятный камень.

Английский пейзажный парк – притягательное место и украшение усадьбы Гончаровых. Вход в парк украшен двумя стройными белыми башнями.

Идем по широкой Пушкинской  (бывшей Екатерининской) аллее, которая  наверняка помнит легкие быстрые шаги Александра Сергеевича и Натали, звонкие голоса их детей. В парке, заложенном  в  1802 году, было всего три породы деревьев: сосны, липы и дубы. Сейчас, став могучими и сильными, они в зависимости от времени года и освещения создают необыкновенные  колоритные живописные картины. Атмосферно…

В беседке, на этой поляне Пушкин частенько проводил время в уединении. Посмотрим, его  глазами на лес, траву, речку Суходрев, однако…

Однако, возвращаясь к Усадьбе и обмахиваясь ветками, ускоряемся и практически летим. В голове: « Эх, лето красное, любил бы я тебя…». Продолжение, мы думаем, Вы знаете.

Пора уезжать. Все что хотели увидеть в этой поездке – увидели. А вот, что хотели почувствовать, оценить, возможно будет только спустя время, и оно показало, что увиденное – это наше богатство. Желаем Вам приятных и наполненных поездок! Спасибо.

Яндекс.Метрика