Спасс-Косицы, Верея, Спасский монастырь 

Февраль 2020 года. Зима выдалась на редкость малоснежной и теплой. Чудесный солнечный день. Так захотелось  увидеть вновь бесконечно прекрасные дали, наполненные воздухом, солнечным светом, свободой и покоем.  Проложили маршрут: Спасс-Косицы, Верея, Спасский монастырь 17 в.  Храм Входа Господа Спаса в Иерусалим. Едем.

Деревня Спасс-Косицы находится в Наро-Фоминском районе Московской области, недалеко от города Верея. Первое упоминание относится к 1676 году.

Тишина. Современные уютные дачи и вдруг… величественный храмовый комплекс, достойный поклонения и уважения перед людьми, создавшими его, и перед теми, кто возвращает его к жизни.

Немного истории: «в середине 18 века по указу Елизаветы село Спасс-Косицы передается "за великие службы"  графу, генерал - фельдмаршалу А.И.Шувалову, служившему при дворе в качестве пажа и камер-юнкера.   Во время переворота, приведшего Екатерину к власти, он пытался агитировать гвардейцев сохранить верность Петру, но, убедившись в полной бесперспективности своих попыток, бросается к ногам государыни, прося ее о помиловании. Одобрив прошение, Екатерина дарит лично ненавистному ей Шувалову, начальнику Канцелярии тайных розыскных дел две тысячи крепостных и отправляет его в отставку со всех постов в 1763 году. Последние годы жизни провёл с семьёй в усадьбе Косицы Верейского уезда Московской губернии. По его заказу и на его же средства и в 1761 была построена церковь в селе Спасс-Косицы.»  В храме находится погребение самого Шувалова с семьей. Более детально Вы можете посмотреть в нашей Галерее.

   Вытянутые угловые барабаны имеют неожиданно высокую, форму, что несколько меняет пропорциональность к кубу храма, но это нисколько не умаляет  трепетного отношения к святому месту.

Храм Спаса Преображения  - соединение классицизма (разделение фасада пилястрами, строгость, симметрия) с барокко (декоративные детали). Центрический четырехстолпный пятиглавый храм своей планировкой и убранством близок к архитектурным постройкам К. Бланка. Церковь эта уникальна для Подмосковья: найти в московских землях храмы елизаветинского (или зрелого) барокко хорошей сохранности довольно сложно, их можно пересчитать по пальцам. А здесь - монументальный пятиглавый храм с не менее монументальной колокольней, в которой помимо собственно звонницы поместилась еще и отдельная церковь во имя Димитрия Ростовского.

Нижний ярус колокольни отличается массивностью, выполнен в виде четырехгранника, углы которого скошены, в нем расположены овальные световые проемы. Два верхних   яруса несут в себе  мотивы елизаветенского бароко, они изящны и легки. Храм оставался действующим до 1961 года. Архитектурный ансамбль, храм и колокольня являются памятником федерального значения, в 2001 г. возвращен Русской Православной Церкви.

 

 Двухэтажное основание колокольни расширенно внутренней обходной галереей. Фасад украшают окна - круглой и овальной формы. Над храмом возвышаются два яруса колокольни. Богослужения проводятся во втором ярусе колокольни, утеплённом, и приспособленном под храм в честь святителя Димитрия Ростовского. В храме  Преображения также ведутся богослужения, но пока лишь по большим религиозным праздникам. Историческая отделка и убранство интерьеров храмов не сохранились. В настоящее время ведутся реставрационные работы. Восстановление комплекса требует колоссальных средств.

В годы Великой Отечественной войны жители села Спасс-Косицы и окрестных деревень  могли принять в храме Преображения  мученическую смерть. Сколько же нужно было претерпеть боли и отчаяния, с какой силой духа нужно было молиться, чтобы не случилось самого страшного. «Благодаря героизму разведчиков более 700 человек (женщин с детьми, стариков) были освобождены. Пять дней без обуви и теплой одежды, которую немцы заставили снять,  в 20-ти градусные морозы, в неотапливаемом храме,  без воды и пищи, люди теряли своих  детей, родных, близких.  На западной стене колокольни с внешней стороны - мемориальная доска, текст: "Здесь 17 января 1942 года автоматчиками сержанта Бичука 6-ой дивизии Народного Ополчения Дзержинского района г. Москвы были спасены от гибели 700 советских граждан".

Постояв на службе в храме при колокольне, мы готовы были уже уезжать. Тут наше внимание привлекли три девочки, радостно бегающие, смеющиеся возле храма и колокольни. Усталые, они присели на бревно. И такая возникла уверенность, что в этом святом месте все сложится и все будет хорошо: и храм восстановится, и колокольня, и люди будут. По-другому - никак!

Дорога на Верею почти без снега. Светит солнце. Впереди город, в котором были не раз. С теплотой вспоминаешь  встречи с ним. Хорошо!

Обычно все пишут о Верее, как о самом маленьком городе Московской области, чуть более 5000  жителей. Официально годом основания Вереи считается 1371 год. Город с многовековой историей. Название Верея отражало его пограничное положение, он входил в линию городов-крепостей на западных рубежах Московского княжества и являлся как бы воротами, через него проходила старая дорога на Москву.

В Городе практически нет многоэтажек: тихий, спокойный, уютный. Как приятно неспешно ходить по его улочкам.  До сих пор практически сохранилась историческая планировка города, утвержденная Екатериной II в. 1784 г. и в отличие от других древних городов Подмосковья - Верея до сих пор сохранила облик города 18—19 вв. Имейте в виду, что с Вами могут поздороваться совершенно незнакомые люди, здесь так принято. А мы, наверное, одичали!

В годы Великой Отечественной войны здесь проходили ожесточенные бои, город находился в оккупации, были и свои молодогвардейцы: 5 ребят, которых казнили. Город, люди пережили тяжелое время, вряд ли стены домов давали ощущение  покоя. Рядом с Советской площадью располагается Сквер Памяти, где захоронены герои Великой Отечественной войны, установлена Часовня иконы Казанской Божией Матери и стела «Верея - город воинской доблести».

Одна из главных достопримечательностей города - Торговые ряды, построенные в 1830 г.  Сюда, конечно же, стоит зайти, в выходные дни фактически «потолкаться», и купить чего душе угодно: от конфет, до селедочки. А вечером и утром с удовольствием вкусить «верейские» вкусности и опять окунуться в атмосферу этого города.

Жаль, что не нужно было корзин. К сожалению, не сделали фото еще такого же колоритного пожилого бородача, продающего чизкейк.  Его место недалеко от этого мужчины. Поверьте, ничего подобного нигде не пробовали. Он сказал, что секрет в том, что жена готовит его в печи. Если увидите – купите, не пожалеете.

Верея – город храмов. В небольшом городке их 6, и каждый со своей историей, архитектурными особенностями, намоленностью. Побывав один раз, забыть невозможно. Храм Илии Пророка, необыкновенно светлый, легко парящий  на одной из возвышенностей города. Своеобразная основа церкви очень интересна и редко встречается в культовом зодчестве. Более детально Вы можете  посмотреть в нашей Галерее.

Храм Константина и Елены с богатой историей.  Император Александр I при  посещении Вереи 21 августа 1824 г. был в  Константино-Еленинской церкви и целовал крест, который держал в руках местный священник. После начала восстановления храма был обнаружен тротуар из цветного кирпича. Аналоги такого тротуара есть в Санкт-Петербурге. Более детально о храме Вы можете посмотреть в нашей Галерее.

Историко-краеведческий музей, находящийся на площади, оставил самые приятные впечатления: доброжелательные, внимательные экскурсоводы словами, историческими фактами закрепили то, что неосознанно чувствовалось, фактические витало в воздухе, приблизив город до уже знакомого и близкого. Экспозиции никого не оставят равнодушными: предметы старины 19-20 в.,  а уж гремевшие на всю страну синие джинсы с лейблом «Верея», счеты, которые были во всех бухгалтериях, магазинах,  делались здесь же и многое, многое другое – оторваться невозможно.

Рядом с музеем находится Пятницкая часовня, в которой хранится старинный деревянный  образ одной из самых почитаемых  святых - великомученицы Параскевы, которая по преданию была чудесно обретена в водах реки Протвы в середине 17 в.  Она считалась покровительницей женской работы (в частности, ручного ткачества), домашнего скота, торговли.

Валы верейского Кремля датируются 14 веком,  поэтому Городище считается историческим центром Вереи. Верейский Кремль является объектом культурного наследия и памятником федерального значения.

С 1486 г. Верейское княжество стало подчиняться государю «всея Руси». Оно досталось в удел кн. Владимиру Старицкому.  Его ратники отличились при взятии Казани в 1552. В честь этого события на территории Верейского кремля был заложен в тот же год Рождественский собор, он построен из белого камня.  Колокольня храма видна далеко за чертой города Вереи. Первоначальный тип храма представлен в виде квадратной основы, увенчанной одной главой.   В 1802 г. к собору были пристроены трапезная и колокольня, что изменило весь его облик. На колокольню был поднят  56-пудовый колокол - самый большой в верейском крае. Стены собора были украшены фресковой живописью венецианского стиля. Соборная церковь являлась украшением города, рядом с ней имелось старое кладбище, заросшее липами. Из-под жертвенника храма имелся тайный ход к берегам Протвы. В нижней части собора был захоронен генерал И.С. Дорохов, который внёс огромный вклад в освобождение города  в 1812 г. В 1924 г. храм был закрыт, а захоронение Дорохова разорено. В 1999 г. здание храма вернули верующим, и сразу же здесь начались реставрационные работы, которые продолжаются до сих пор. Более детально о соборе Вы можете посмотреть в нашей Галерее.

На самой высокой точке Городища, вблизи Рождественского собора установлен памятник герою войны 1812 г. генерал-лейтенанту Ивану Семеновичу Дорохову.

В 1957 г. на западной стороне  кремля появился памятник Воину-освободителю – уменьшенная копия знаменитого памятника в Трептов-парке. Появление этого памятника в Верее неслучайно – скульптор Е. В. Вучетич  освобождал город во время Великой Отечественной войны.

Спасский  монастырь - упраздненный православный монастырь, располагавшийся неподалёку от города Верея.  В письменных источниках впервые упоминается в 1627 г., строитель монастыря (Игумен) Корнилий, затем Антоний. Современное здание церкви было построено в 1677-1679 годах, как монастырский  Входоиерусалимский храм. Об этом сообщает доска, вмазанная в западный фасад храма.  Известно, что вторая церковь монастыря - Покровская - была деревянной.

Храм  Входа Господа Спаса  в Иерусалим был закрыт в 1930-х гг., впоследствии частично разрушен, в 1960 г. получила статус памятника архитектуры. Была проведена частичная реставрация: восстановлены тёсовые кровли и покрытие глав лемехом.  

 Храм построен в стиле московского зодчества типичного  для второй половины 17 в., которое отличается богатством и разнообразием декоративных элементов.  Имеет кубическую форму с пятью главами, которые увенчаны луковичными куполами с крестами. Фасады храма украшены кирпичными узорами, белыми карнизами, арками и окнами с резными наличниками.  В храме два этажа: в нижнем придел Покрова Богородицы, в верхнем главный - Входа Господа Спаса в Иерусалим. С северо-запада примыкает удивительно красивая восьмигранная шатровая колокольня.  

В храме Входа Господа Спаса в Иерусалим хранится  одна из святынь Можайской и Верейской земель - деревянная скульптура святителя Николая с мечом в руках, который называется «Никола Верейский». Образ  17 в. -  из  кедра, покрыт серебряной ризой. По преданию,  привезен из Сирии в Россию и подарен царю Алексею Михайловичу, позже был передан в Спасский монастырь.

Колокольня построена в 1677-1679 гг.,  имеет восьмигранную шатровую форму, служила не только для звона на богослужении, но и для оповещения населения о пожарах, войнах, праздниках. Колокольня также была местом хранения ценных вещей монастыря:  документов,  денег. В ней также находилась библиотека, в которой хранились редкие рукописные  и печатные книги.  В основании колокольни заложены огромные валуны, на поверхности - старинный закладной камень.

Реконструкция территории Спасского монастыря колоссальна по своим объемам: сколько нужно было снять грунта! (прежний уровень сохранился в «клумбах» с деревьями).

Вечереет, нужно возвращаться домой. Самое интересное в том, что сколько бы раз не бывали в этих местах – в самом городе Верея, в Спасском монастыре, ощущение, что это очень близкое и твоей памяти, и духу - не покидает. Да и поездка в Спасс- Косицы, к великолепному храмовому комплексу, такому провинциально милому,  дала очень много душевного тепла:  что от очень пожилой бабушки, с трудом, но поднявшейся на службу на второй этаж колокольни , что от трех взрослых  женщин, видимо, подружек в молодости, возможно, бегающих на танцульки в сельский  клуб, а теперь, после службы неспешно идущих по дороге к своему селу и  о чем-то разговаривающих.  Поездка была прекрасная. Спасибо!

Яндекс.Метрика