Есть монастыри - тихие уединенные обители, как будто созданные для молчания и молитвы. А есть - похожие на могучие крепости, крепости веры, духа, христианской ревности. Среди таких крепостей - Иосифо-Волоколамский монастырь. Его славная история неотделима от личности его великого основателя - преподобного Иосифа Волоцкого.
12 ноября 1440 года в селе Язвище близ Волоколамска, в семье дворян Саниных родился сын, которого окрестили с именем Иоанн. На восьмом году жизни он был отдан на воспитание старцу Арсению в Крестовоздвиженский Волоколамский монастырь. Очень скоро, обучившись грамоте, он стал прислуживать в церкви в качестве чтеца и певчего. Прожив так несколько лет, он поступил в другую Волоколамскую обитель - Пречистой Богородицы на Возьмище. Здесь Иоанн подвизался до 1460 года и уже готовился к монашескому постригу. В поисках опытного духовного руководителя он отправился к знаменитому тогда пустыннику Варсонофию. Варсонофий же благословил юношу идти в Боровск, к преподобному Пафнутию. Преподобный с любовью принял его и постриг с именем Иосиф.
Начался новый этап тяжелых монастырских послушаний - больница, трапезная, хлебопекарня. Испытав молодого инока и убедившись в его крепости, преподобный Пафнутий взял его к себе келейником.
Имея большую духовную ревность, инок Иосиф убедил своих родителей постричься в монахи. Его больной отец, Иоанн, был пострижен в том же Пафнутиевом монастыре с именем Иоанникий и поселился в одной келлии с сыном, который ухаживал за ним в течение пятнадцати лет, до самой его смерти. Мать Иосифа - Мария, постриглась с тем же именем в Волоколамске, в обители святителя Власия, и прожила в подвигах тридцать лет. В Пафнутиев монастырь поступили и родные братья Иосифа Вассиан (он стал потом архиепископом Ростовским) и Акакий (впоследствии - епископ Тверской).
Монах Иосиф быстро возрастал в своих подвигах. Когда преподобный Пафнутий стал приближаться к своей кончине, он собрал монастырскую братию и указал всем на Иосифа как на своего преемника. Это было в 1477 году.
Став игуменом, Иосиф захотел ввести более строгий монашеский устав и улучшить некоторые монастырские порядки (тем более что это завещал сделать сам преподобный Пафнутий). Но неожиданно он встретил сопротивление со стороны старцев. Пробыв игуменом только один год, он решил оставить Боровский монастырь, оделся в бедную послушническую одежду и отравился с одним из близких старцев в странствие, чтобы узнать и изучить жизнь других монастырей. Прошло около года. Из всех виденных монастырей преподобному Иосифу более всего понравилась своим строгим общежительным уставом Кирилло-Белозерская обитель. Он вернулся в Боровск с намерением ввести в Пафнутиевом монастыре такой же устав, но снова натолкнулся на сопротивление большинства братии. Тогда, забрав с собой семерых преданных ему иноков (в их числе были и его родные братья), он ушел на родину, в Волоколамские земли. Волоколамский князь Борис Васильевич (родной брат Иоанна III) принял Иосифа с любовью и подарил землю, которую тот выбрал для устроения новой обители. 15 августа 1479 года, в праздник Успения Божией Матери, была освящена первая, деревянная церковь - Успенская.
Первоначальная нужда длилась недолго. Очень скоро у обители нашлись благотворители, и какие! Сам князь Борис, его супруга, ближние бояре. Да и великикнязь Иоанн III не забывал нового Волоцкого монастыря, даря ему земли и деньги. Росло число насельников. Приходили иноки Пафнутиева монастыря, знавшие преподобного Иосифа по прежним годам и желавшие жить под его руководством. Собирались новые насельники, часто из бояр, детей боярских и купцов, которые при вступлении в обитель делали порой вклады в несколько сотен рублей (по тем временам огромные деньги!).
Все это позволяло Волоколамскому монастырю расти и хорошеть. В 1485 году сооружается уже каменный храм в честь Успения Божией Матери, следом - другие храмы. Но самое главное - можно было приступить к другому строительству, более важному, - внутреннему строительству образцового монашеского общежития. Число иноков достигало в обители уже ста человек, когда преподобный Иосиф ввел строгий устав по примеру Кирилло-Белозерского монастыря и сам стал самым ревностным исполнителем его. Первым вставал на службу, первым являлся на работу, трудился наравне с другими, успевая при этом внимательно следить за духовным состоянием братии, поддерживая слабых, увещевая нерадивых, воодушевляя унылых.
Очень скоро преподобный Иосиф стал образцом духовной жизни не только для Волоколамска, но и для всей Русской земли. Этому способствовали не только его благочестие и ревность в вере, но и глубокая книжная образованность, увенчанная редким по силе даром проповеднического слова. Бедные и убогие поселяне, обращавшиеся за помощью к Волоколамскому игумену, могли рассчитывать на его покровительство и защиту. Владыка Геннадий Новгородский настолько уважал и ценил преподобного Иосифа, что именно ему поручил управление Волоколамской церковной областью, входившей тогда в состав Новгородской епархии.
Но вскоре жизнь потребовала от преподобного Иосифа новых подвигов, теперь уже на поприще догматического и в тоже время общественного служения Матери-Церкви.
Мутные волны
С семидесятых годов пятнадцатого столетия по православной России распространялось учение, которое получило в истории Русской церкви название «ереси жидовствующих». Оно началось в Новгороде, куда в 1470 году в свите князя Михаила Олелько-вича прибыл иудей по имени Схария.
Что же такое была эта ересь жидовствующих, в чем заключался ее духовный смысл? Выдающийся церковный историк митрополит Макарий (Булгаков) писал: В строгом смысле это была не ересь только, а полное отступничество от христианской веры и принятие веры иудейской. Схария и его товарищи проповедовали у нас не какую-нибудь ересь христианскую, а ту самую веру, которую содержали сами, и в том виде, в каком исповедуют ее все иудеи, отвергшие Христа Спасителя и Его Божественное учение.
Против еретиков выступил игумен Волоколамского монастыря, горевший ревностью по Святом Православии. В начале 1490-х годов он начинает писать против них свое знаменитое сочинение под названием «Просветитель». Именно в духовном просвещении преподобный Иосиф видел главное оружие против любой ереси: ведь многие русские люди в то время не знали даже самых основ православной веры, потому и оказывались беззащитными перед «волками в овечьих шкурах». В «Просветителе» преподобный Иосиф не только глубоко и всесторонне анализирует историю и сущность ереси жидовствующих, но и простым, доступным каждому языком раскрывает догматы и каноны православной веры, объясняет, почему и как мы должны покланяться Святой Троице, Божией Матери, святым.
В 1503 году был созван Собор, который окончательно обличил и осудил еретиков. На том же Соборе 1503 года преподобный Иосиф сумел отстоять право монастырей на владение имуществом и землей; ведь имущество нужно было монастырю не только для осуществления Божественной службы, но и для дел благотворительности. Против «монастырских имений» выступали «заволжские старцы», последователи преподобного Нила Сорского.
Иосифов монастырь
Преподобный Иосиф, всю жизнь свою трудившийся во славу Святой Православной Церкви, отошел ко Господу 9 сентября 1515 года. Он оставил после себя прекрасную благоустроенную обитель с каменными строениями: Успенским собором, Богоявленской церковью, колокольней, предвосхитившей архитектуру «Ивана Великого», обширной трапезной. Он оставил прекрасную монастырскую библиотеку и собрание икон, среди которых было немало образов кисти Рублева и Дионисия. Но что, может быть, не менее важно, преподобный Иосиф оставил после себя монашескую общину, жившую по строгому общежительному уставу, в котором среди обычных требований были и такие, как ночная молитва, ношение вериг, сон сидя или на голой земле. И этому уставу основатель монастыря учил свою братию прежде всего своим личным примером.
XVI век стал для Иосифо-Волоцкого монастыря веком дальнейшего расцвета. Сюда любил приезжать на богомолье царь Иоанн Грозный, а приезжая, делал, как правило, богатые вклады. Примеру царя следовали и вельможи. Иосифо-Волоцкий монастырь становился одним из самых богатых на Руси. Достаточно сказать, что в 1570-е годы обитель владела двадцатью пятью тысячами десятин земли.
Но самое главное - шел к преподобному Иосифу Волоцкому простой верующий народ. Шел за утешением, за помощью, за чудом. Канонизированный в 1591 году, свои первые чудеса угодник Божий явил еще при жизни. Сын Волоколамского князя Бориса Иоанн умер без покаяния, но по молитве преподобного душа его возвратилась в тело, и Иосиф исповедал и причастил его, после чего Иоанн отошел в иной мир уже навечно. В 1540-х - 1560-х годах обитель была обнесена каменными стенами и стала, таким образом, мощной военной крепостью. Очень скоро наступило время, когда крепость этих стен была испытана неприятелем. Это произошло в 1610 году, в период Смуты, когда монастырь осадили поляки. Стенам монастыря были нанесены сильнейшие повреждения. Поэтому в XVII столетии стены и башни обители пришлось отстраивать заново. Были построены также главные, Святые ворота, надвратный храм во имя святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. Был разобран обветшавший Успенский собор; на его месте возвели величественный собор, в верхнем этаже которого - храм в честь Успения Божией Матери, в нижнем - во имя преподобного Иосифа.
Иосифо-Волоцкий монастырь еще при жизни своего основателя щедро благотворил всем нуждающимся, больным, бездомным. Во время голода житницы обители отворялись и хлеб раздавался всем страждущим. Были устроены неподалеку от основной обители два небольших монастыря, Богадельный и Введенский, для окормления всех голодных и погребения бездомных. Следуя заветам основателя, иноки осуществляли широкую просветительскую деятельность. Из насельников Иосифо-Волоцкого монастыря вышли многие иерархи Русской Православной Церкви: Даниил, митрополит Московский, Вассиан, архиепископ Ростовский, Феодосии, архиепископ Новгородский, Гурий и Герман, архиепископы Казанские, и многие, многие другие.
Бывало, что в Иосифо-Волочком монастыре содержались под строгим надзором государственные преступники. В разное время здесь пребывали в заточении свергнутый царь Василий Шуйский, пленные поляки (после смуты 1612 года), пленные французы (после наполеоновского нашествия).
XVIII век не обошел Иосифо-Волоколамскую обитель стороной. Сначала петровские реформы, после которых монахи забирались на службу в армию и флот, а монастырские колокола «шли служить» в качестве пушек; затем - «Духовные штаты» «матушки Екатерины», которые окончательно подорвали экономическое положение Церкви в обществе, лишив монастыри права на земельную собственность, а значит, на благотворительность. Результат не замедлил сказаться: к концу XVIII столетия именно поп и монах стали самыми неуважаемыми людьми, над которыми могло безнаказанно глумиться все «просвещенное общество».
Девятнадцатое столетие смягчило многие слишком острые углы петровских и екатерининских «преобразований», но общая апостасия русского православного мира продолжалась и в конце концов достигла своего предела в революциях начала XX века. Ярость богоборческой власти обращалась прежде всего против Церкви, и в первую очередь - против монастырей. Иосифо-Волоцкий монастырь, как один из самых видных и значительных среди всех русских обителей, был закрыт достаточно рано, уже в 1920 году (для сравнения скажем, что Московский Данилов монастырь был окончательно закрыт только десять лет спустя). По обычаю тех лет на территории монастыря образовали краеведческий и историко-бытовой музей. Однако богатейшую монастырскую библиотеку (в том числе и рукописную) увезли в Москву - в «Ленинку» и Государственный Исторический музей. Архивы обители были переданы Архиву древних актов. На рубеже 20-30-х годов были отправлены на переплавку все монастырские колокола.
Великая Отечественная война также не пощадила Иосифо-Волоцкий монастырь. Только спустя годы после Победы в монастыре начались восстановительные и реставрационные работы. Однако вряд ли кто-то помышлял о возрождении монастыря. Но пути Господни неисповедимы, и в 1989 году Иосифо-Волоколамский монастырь вновь стал действующим. А спустя десять лет, 29 декабря 1999 года, ему было присвоено звание ставропигиального.
Монастырская молитва, как и прежде, освящает сегодня духовное пространство окрест обители; монастырский труд имеет своей целью не только удовлетворение потребностей самих иноков, но и помощь всем алчущим и страждущим. А самое главное, жизнь обители - как и десятков подобных обителей по городам и весям сегодняшней России - является образом, иконой христианской жизни в расхристанном и потерявшемся мире. Ведь все мы - и иноки, и миряне - призваны к целомудрию; все мы призваны к нестяжанию; все мы призваны к послушанию. И хотя наполнение этих понятий для мирянина будет несколько иным, чем для монаха, но суть христианского подвига во все времена остается неизменной; исполнение заповедей Божиих. В панораме Иосфио-Волоколамского монастыря - нет ничего лишнего: белизна Успенского собора в окружении белокаменных стен и башен обители; зелень деревьев вокруг монастыря; чистая гладь озера, отражающая сам монастырь и бездонное небо над ним. Мир Божий.
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Адрес: Московская область, Волоколамский район, село Теряево
Проезд: электропоездом с Рижского вокзала Москвы до станции Волоколамск (126км).
Далее - автобусом до города (6км), далее - автобусом на Клин до остановки "Теряево"
Фотографии Монастыря можно посмотреть у нас в ГАЛЕРЕЕ