В двадцати километрах на запад от Можайска, на левом берегу реки Колочь раскинулось село Колоцкое. Первые поселения возникли в этих местах еще в XI веке. Поначалу Колоцкие земли входили в состав Смоленского княжества. В 1303 году они отошли к Московскому княжеству, а в 1389 году, по духовной грамоте, великий князь Димитрий Донской оставил своему семилетнему сыну Андрею Димитриевнчу «Можайск со всеми волостьми», в число которых входила и Колочь.
«Повесть о Луке Колочском»
В 1413 году, когда князю Андрею Димитриевичу исполнилось 24 года, в Колочи произошло важное духовное событие, отмеченное в летописях. Бедный поселянин по имени Лука «на некоем древе в некоем месте обрете икону Пречистыя глусии слышаху, во всяком медузе сущий здравии бываху...» Лука был, очевидно, человеком благочестивым и богобоязненным, поэтому с почтением взял икону и принес в свой дом. В тот же день от иконы получил исцеление расслабленный, лежавший в доме Луки. Весть о чуде разнеслась по округе, к иконе тут же потекли недужные, и многие получали исцеление. Лука понес чудотворную икону в Можайск. Навстречу ему крестным ходом вышло духовенство с боярами и весь народ можайский; во главе хода шел сам князь Андрей. В Можайске от иконы тоже было множество чудесных исцелений. После этого Лука с иконой отправился в Москву. Здесь икону встречал уже Митрополит всея Руси Фотий, епископы, князь с боярами, московские жители. Побывав в Москве, Лука пошел и по другим городам, и везде чудотворная икона обильно источала на верующих людей благодать Божию. И везде текли пожертвования на построение храма в честь чудотворной иконы Пресвятой Богородицы.
Пройдя с иконой по многим русским городам, Лука возвратился в Колоцкое село с большим богатством. Настолько большим, что денег этих хватило на строение храма в честь Пресвятой Богородицы, где и был поставлен вновь обретенный образ, а также на то, чтобы полностью переменить жизнь некогда бедного поселянина. Лука построил себе каменный дворец не хуже княжеского, нанял множество слуг, завел охоту с соколами и кречетами - зажил как князь. Богатство сделало из Луки гордого и бесстыдного человека: он стал постоянно оскорблять князя Андрея, избивая и грабя княжеских ловчих, охотившихся в лесах близ Колочи. Князь пробовал увещевать его, но Лука не внимал его словам, укрепляясь в гордыне и жестокости.
Однажды случилось так, что ловчие князя везли только что пойманного огромного злого медведя мимо двора Луки. Лука велел выпустить его у себя во дворе. Ловчий выпустил медведя, который тут же бросился на Луку. С большим трудом удалось его отнять у разъяренного зверя.
Вскоре приехал на место происшествия князь. Увидев едва дышавшего Луку, он сказал: «Почто еси бесовское позорище и плясание возлюбил и пиянству совокупился, како тя Бог прославил Своея Матери, Пречистыя Богородицы образом чудотворным, ты же сия ни во что положи, но к неполезному мирскому житию сшел еси, тако тебе и случися».
Очевидно, и сам Лука прекрасно понял смысл случившегося, поэтому он рыдал и умолял князя с пользой духовной распорядиться его имением. Андрей Димитриевич простил Луку и повелел построить «на том месте монастырь постави во имя Пречистыя Богородицы и глаголемы Колочский». В монастырь поместили чудотворную икону, которая продолжала источать исцеления и чудеса всем, кто приходил к ней с верой и надеждой. Первым постриженником и насельником новой обители стал Лука; прожив в покаянии несколько лет, он отошел ко Господу и был похоронен в Колоцком монастыре. Князь Андрей пожаловал обители земельные угодья. Был возведен пятиглавый каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы; возможно, это произошло еще при жизни Луки. «Степенная книга» XVI века относит основание Колоцкого монастыря к 1413 году. Но скорее всего, это все же год построения первого храма самим Лукой.
Явление Колочской иконы Божией Матери произвело на русское общество огромное впечатление: это событие не только отмечено в летописях, но и описано подробно в «Повести о Луке Колочском». Во-первых, история, произошедшая с Лукой, имела глубокий нравственный и духовный смысл и могла служить ярким поучительным примером. Во-вторых, Колочская икона была первой чудотворной иконой, явленной совсем рядом с Москвой, которая переживала тогда период своего державного возвышения.
Из века в век
О первом периоде существования Успенско-Колоцкого монастыря сведений сохранилось немного, но естественно предположить, что XV век был веком его роста и усиления. В XVI веке настоятели Колоцкого монастыря в сане игуменов присутствовали на Церковных Соборах в Москве, участвуя в решении самых важных дел, таких, как продолжение войны против Польши или вступление в четвертый брак царя Иоанна Грозного.
В начале XVII века в монастыре были две каменные церкви — Успения Пресвятой Богородицы и Богоявленская. Каменных стен обитель не имела, а была обнесена деревянной оградой. Эта ограда не спасла Колоцкий монастырь от неприятеля во время Смуты; в 1609 году он был полностью разорен польскими разбойниками. В 1627 году, обе монастырские церкви еще стояли в развалинах; Колоцкая обитель пребывала в запустении еще и в начале XVIII века, хотя за монастырем числилось более восьмисот душ крепостных, обширные земельные угодья, пять рыбных прудов. В 1732 году игумен Нифонт начал строить вокруг монастыря каменную ограду.
В 1784 году императрица Екатерина отпустила около шести тысяч рублей на ремонт обители. Но и это не внесло в жизнь монастыря большого оживления.
Во время Отечественной войны 1812 года Колоцкий монастырь оказался в самом эпицентре военных событий. Здесь располагалась штаб-квартира главнокомандующего М. И. Кутузова; здесь генерал Багратион и Денис Давыдов обсуждали план создания партизанских отрядов; у стен монастыря русская армия дала
ожесточенный бой французскому авангарду.
После отступления нашей армии монастырь был занят французами, многие из которых оставили о нем свои воспоминания. Вот что писал лейтенант штаба итальянской гвардии Ложье: «Одно только притягивает к себе. наше, внимание в этой печальной и жалкой картине, это Колоцкий монастырь... Он находится в трех верстах от Гриднева и в полуверсте от реки Колочи, протекающей направо от него. Построенное во времена готов, это сооружение часто служило цитаделью во время международных войн, да и до сих пор оно окружено траншеями. На первый взгляд этот огромный монастырь, снизу поднимавшийся перед нами, производил впечатление города. Разноцветные крыши его блестели под лучами солнца...»
Есть сведения, что в день Шевардинского боя с монастырской звонницы наблюдал за ходом сражения Наполеон. А в самый день Бородинской битвы Колоцкий монастырь стал главным госпиталем французской армии. После окончания битвы раненых в монастыре было около двадцати тысяч человек. 29 октября, спустя всего два месяца, французская армия уже бежала из Москвы. Наполеон ночевал в Колоцком монастыре, по-прежнему полностью забитом ранеными. По воспоминаниям адьютанта Наполеона Сегура «…на Бородинском поле была смерть, но также и покой там, по крайней мере, борьба окончена; в Колоцком монастыре она продолжалась». Война вновь разорила монастырь: французы разграбили церкви, сожгли все деревянные постройки и иконостас Успенского собора. Святейший Синод отпустил на восстановление древней обители десять тысяч рублей, но полностью монастырь был восстановлен только к 1839 году.
До 1917 года монастырь вел тихое и малозаметное существование. В конце XIX века в обители, как и в 1739 году, было восемь насельников, притом что братия многих монастырей в это время исчислялась многими сотнями человек. Заступничество Божией Матери за Своих верных не прекращалось никогда. Обитель и окрестные села были спасены по молитвам перед Колочской иконой Пресвятой Богородицы от эпидемий холеры в 1830-м, 1871-м и 1892 годах.
В 1913 году было отмечено 500-летие обители, совпавшее со всенародным празднованием 300-летия Дома Романовых.
XX век
.
После 1917 года Успенский Колоцкий монастырь постигла участь большинства русских обителей. В июле 1918 года настоятеля монастыря архимандрита Никифора и казначея иеромонаха Филадельфа обвинили в организации мятежа против советской власти и по постановлению чека расстреляли. В октябре 1918 года последним настоятелем монастыря был назначен архимандрит Феофан (Березкин), который в 1921 году стал епископом Гжатским, викарием Смоленской епархии. Он отошел ко Господу 17 марта 1936 года недалеко от Колоцкого монастыря, в доме своих почитателей и благодетелей и был похоронен на кладбище села Колоцкого. До 1934 года Успенский собор монастыря был приходским храмом и благодаря чудотворной иконе оставался духовным центром округи, что весьма не нравилось атеистической власти. В 1934 году Успенский собор передали школе-интернату для глухонемых детей, которой уже были переданы все монастырские постройки. Православная община была переведена в Рождественскую церковь села Суконники, туда же перенесли и чудотворный образ. В 1937 году власти закрыли и этот храм. Чудотворная икона была перенесена в Вознесенский собор города Гжатска. К великому горю верующих, она исчезла бесследно в 1970-х годах.
В 1993 году Успенский Колоцкий монастырь начал действовать как подворье Спасо-Бородинской обители. Была восстановлена традиция ежегодного крестного хода в день празднования Колочской иконы Пресвятой Богородицы, 9/22 июля, на чудотворный источник. Велись работы по благоустройству монастырской территории.
Однако активное возрождение монашеской жизни началось с 1997 года, когда из Спасо-Бородинского монастыря в Колоцкую обитель были направлены четыре сестры во главе с монахиней Таисией, назначенной настоятельницей возрождаемого монастыря. 27 июня 1998 года из Москвы в обитель была принесена копия чудотворной Колочской иконы, от которой вскоре начали происходить исцеления и чудеса. С того времени восстановление монастыря пошло значительно быстрее, чем раньше.
Постепенно возрастает количество богомольцев, увеличивается число сестер. И хотя работы в Успенском Колоцком монастыре еще непочатый край, обитель уже оказывает шефскую помощь Уваровскому детскому дому-интернату, где в 2000 году освящена небольшая домовая церковь в честь великомученика и целителя Пантелеймона.
Под покровом чудотворной Колочской иконы Пресвятой Богородицы продолжает свою историю эта древняя обитель. Здесь после многолетнего перерыва, после ужасающей разрухи вновь возносится ежедневная монашеская молитва о нашем многострадальном отечестве и о всех православных христианах. Помощь и заботу Божией Матери насельницы обители ощущают постоянно; ее ощущают и те, кто радеет о возрождении этого святого места.
Успенский Колоцкий женский монастырь
Адрес: Московская область, Можайский район, д. Колоцкое, п/о Александрово
Проезд: электропоездом с Белорусского вокзала Москвы, следующими до Гагарина или Вязьмы,
До станции «Уваровка» (129 км). Далее автобусом до монастыря
Фотографии Монастыря можно посмотреть у нас в ГАЛЕРЕЕ