На реке Колочь

      В двадцати километрах на запад от Можайска, на левом берегу реки Колочь раскинулось село Колоцкое. Первые поселения возникли в этих местах еще в XI веке. Поначалу Колоцкие земли входили в состав Смолен­ского княжества. В 1303 году они отошли к Московскому княжеству, а в 1389 году, по духовной грамоте, великий князь Дими­трий Донской оставил своему семилетне­му сыну Андрею Димитриевнчу «Можайск со всеми волостьми», в число которых входила и Колочь.

         «Повесть о Луке Колочском»

     В 1413 году, когда князю Андрею Димитриевичу исполнилось 24 года, в Колочи произошло важное духовное событие, отмеченное в летописях. Бедный поселя­нин по имени Лука «на некоем древе в не­коем месте обрете икону Пречистыя глусии слышаху, во всяком медузе сущий здравии бываху...» Лука был, очевидно, человеком благочестивым и богобоязненным, поэтому с почтением взял икону и принес в свой дом. В тот же день от иконы получил исцеление расслабленный, лежавший в доме Луки. Весть о чуде разнеслась по округе, к иконе тут же потекли недужные, и многие получали исцеление. Лука понес чудотворную икону в Можайск. Навстречу ему крестным ходом вышло духовенство с боярами и весь народ можайский; во главе хода шел сам князь Андрей. В Можайске от иконы тоже было множество чудесных исцелений. После этого Лука с иконой отправился в Москву. Здесь икону встречал уже Митрополит всея Руси Фотий, епископы, князь с боярами, московские жители. Побывав в Москве, Лука пошел и по дру­гим городам, и везде чудотворная икона обильно источала на верующих людей бла­годать Божию. И везде текли пожертвова­ния на построение храма в честь чудотвор­ной иконы Пресвятой Богородицы.

       Пройдя с иконой по многим русским городам, Лука возвратился в Колоцкое се­ло с большим богатством. Настолько боль­шим, что денег этих хватило на строе­ние храма в честь Пресвятой Богородицы, где и был поставлен вновь обретенный об­раз, а также на то, чтобы полностью пере­менить жизнь некогда бедного поселяни­на. Лука построил себе каменный дворец не хуже княжеского, нанял множество слуг, завел охоту с соколами и кречетами - зажил как князь. Богатство сде­лало из Луки гордого и бесстыдного чело­века: он стал постоянно оскорблять князя Андрея, избивая и грабя княжеских лов­чих, охотившихся в лесах близ Колочи. Князь пробовал увещевать его, но Лука не внимал его словам, укрепляясь в гордыне и жестокости.

     Однажды случилось так, что ловчие князя везли только что пойман­ного огромного злого медведя мимо двора Луки. Лука велел выпустить его у себя во дворе. Ловчий выпустил медведя, который тут же бросился на Луку. С большим тру­дом удалось его отнять у разъяренного зверя.

Вскоре приехал на место происшествия князь. Увидев едва дышавшего Луку, он сказал: «Почто еси бесовское позорище и плясание возлюбил и пиянству совоку­пился, како тя Бог прославил Своея Ма­тери, Пречистыя Богородицы образом чудотворным, ты же сия ни во что по­ложи, но к неполезному мирскому жи­тию сшел еси, тако тебе и случися».

     Очевидно, и сам Лука прекрасно понял смысл случившегося, поэтому он рыдал и умолял князя с пользой духовной распо­рядиться его имением. Андрей Димитриевич простил Луку и повелел построить «на том месте монастырь постави во имя Пречистыя Богороди­цы и глаголемы Колочский». В монастырь поместили чудотворную икону, которая продолжала источать исцеления и чудеса всем, кто приходил к ней с верой и надеждой. Первым постриженником и насельником новой обители стал Лука; прожив в покаянии несколько лет, он отошел ко Господу и был похоронен в Колоцком монастыре. Князь Андрей пожаловал обители зе­мельные угодья. Был возведен пятиглавый каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы; возможно, это произошло еще при жизни Луки. «Степенная книга» XVI века относит основание Колоцкого монастыря к 1413 году. Но скорее всего, это все же год построения первого храма самим Лукой.

    Явление Колочской иконы Божией Ма­тери произвело на русское общество огромное впечатление: это событие не только отмечено в летописях, но и описано подробно в «Повести о Луке Колочском». Во-первых, история, произошедшая с Лу­кой, имела глубокий нравственный и ду­ховный смысл и могла служить ярким поучительным примером. Во-вторых, Колочская икона была первой чудотворной иконой, явленной совсем рядом с Москвой, которая переживала тогда период своего державного возвышения.

 

      Из века в век

 

     О первом периоде существования Успенско-Колоцкого монас­тыря сведений сохранилось немного, но естественно предположить, что XV век был веком его роста и усиления. В XVI веке на­стоятели Колоцкого монастыря в сане игу­менов присутствовали на Церковных Собо­рах в Москве, участвуя в решении самых важных дел, таких, как продолжение войны против Польши или вступление в четвер­тый брак царя Иоанна Грозного.

      В начале XVII века в монастыре были две каменные церкви — Успения  Пресвятой Богородицы и Богоявленская. Каменных стен обитель не имела, а была обнесена деревянной оградой. Эта ограда не спас­ла Колоцкий монастырь от неприятеля во время Смуты; в 1609 году он был полностью разорен польскими разбойниками. В 1627 году, обе монастырские церкви еще стояли в раз­валинах; Колоцкая обитель пребывала в запустении еще и в начале XVIII века, хотя за монастырем чис­лилось более восьмисот душ крепостных, обширные земельные угодья, пять рыбных прудов. В 1732 году игумен Нифонт начал строить вокруг монастыря каменную огра­ду.

      В 1784 году императрица Екатерина от­пустила около шести тысяч рублей на ре­монт обители. Но и это не внесло в жизнь монастыря большого оживления.

Во время Отечественной войны 1812 го­да Колоцкий монастырь оказался в самом эпицентре военных событий. Здесь рас­полагалась штаб-квартира главнокоман­дующего М. И. Кутузова; здесь генерал Багратион и Денис Давыдов обсуждали план создания партизанских отрядов; у стен монастыря русская армия дала

ожесточенный бой французскому авангарду.

     После отступления нашей армии монас­тырь был занят французами, многие из ко­торых оставили о нем свои воспоминания. Вот что писал лейтенант штаба итальян­ской гвардии Ложье: «Одно только притя­гивает к себе. наше, внимание в этой пе­чальной и жалкой картине, это Колоцкий монастырь... Он находится в трех верстах от Гриднева и в полувер­сте от реки Колочи, протекающей на­право от него. Построенное во времена готов, это сооружение часто служило цитаделью во время международных войн, да и до сих пор оно окружено траншеями. На первый взгляд этот огром­ный монастырь, снизу поднимавшийся перед нами, производил впечатление го­рода. Разноцветные крыши его блестели под лучами солнца...»

      Есть сведения, что в день Шевардинского боя с монастырской звонницы наблюдал за ходом сражения Наполеон. А в самый день Бородинской битвы Колоцкий монастырь стал главным госпиталем французской ар­мии. После окончания битвы раненых в мона­стыре было около двадцати тысяч человек. 29 октября, спустя всего два месяца, французская армия уже бежала из Москвы. Наполеон ночевал в Колоцком монастыре, по-прежнему полностью забитом ранеными. По воспоминаниям адьютанта Наполеона Сегура «…на Бородинском поле была смерть, но также и покой там, по крайней мере, борьба окончена; в Колоцком монастыре она продолжалась». Война вновь разорила монастырь: фран­цузы разграбили церкви, сожгли все дере­вянные постройки и иконостас Успенского собора. Святейший Синод отпустил на вос­становление древней обители десять тысяч рублей, но полностью монастырь был вос­становлен только к 1839 году.

       До 1917 года монастырь вел тихое и ма­лозаметное существование. В конце XIX ве­ка в обители, как и в 1739 году, было восемь насельников, притом что братия многих монастырей в это время исчисля­лась многими сотнями человек. Заступничество Божией Матери за Своих верных не прекраща­лось никогда. Обитель и окрестные села были спасены по молитвам перед Колочской иконой Пресвятой Богородицы от эпидемий холеры в 1830-м, 1871-м и 1892 годах.

В 1913 году было отмечено 500-летие обители, совпавшее со всенародным пра­зднованием 300-летия Дома Романовых.

 

       XX век

.

 

      После 1917 года Успенский Колоцкий монастырь по­стигла участь большинства русских обите­лей. В июле 1918 года настоятеля монасты­ря архимандрита Никифора и казначея иеромонаха Филадельфа обвинили в орга­низации мятежа против советской власти и по постановлению чека расстреляли. В ок­тябре 1918 года последним настоятелем монастыря был назначен архимандрит Феофан (Березкин), который в 1921 году стал епископом Гжатским, викарием Смо­ленской епархии. Он отошел ко Господу 17 марта 1936 года недалеко от Колоцкого монастыря, в доме своих почитателей и благодетелей и был похоронен на кладбище села Колоцкого. До 1934 года Успенский собор монастыря был приходским храмом и благодаря чудотворной иконе оставался духовным центром округи, что весьма не нравилось атеистической власти. В 1934 году Успенский собор передали школе-интернату для глухонемых детей, которой уже были переданы все монастырские постройки. Православная община была переведена в Рождественскую церковь села Суконники, туда же перенесли и чудотворный образ. В 1937 году власти закрыли и этот храм. Чудотворная икона была перенесена в Вознесенский собор города Гжатска. К великому горю верующих, она исчезла бесследно в 1970-х годах.

      В 1993 году Успенский Колоцкий монастырь начал действовать как подворье Спасо-Бородин­ской обители. Была восстановлена тради­ция ежегодного крестного хода в день пра­зднования Колочской иконы Пресвятой Богородицы, 9/22 июля, на чудотворный источник. Велись работы по благоустрой­ству монастырской территории.

     Однако активное возрождение монаше­ской жизни началось с 1997 года, когда из Спасо-Бородинского монастыря в Колоцкую обитель были направлены четыре сес­тры во главе с монахиней Таисией, назна­ченной настоятельницей возрождаемого монастыря. 27 июня 1998 года из Москвы в обитель была принесена копия чудотворной Ко­лочской иконы, от которой вскоре начали происходить исцеления и чудеса. С того времени восстановление монастыря пошло значительно быстрее, чем раньше.

     Постепенно возрастает количество бо­гомольцев, увеличивается число сестер. И хотя работы в Успенском Колоцком монастыре еще непочатый край, обитель уже оказывает шефскую по­мощь Уваровскому детскому дому-интер­нату, где в 2000 году освящена небольшая домовая церковь в честь великомученика и целителя Пантелеймона. 

     Под покровом чудотворной Колочской иконы Пресвятой Богородицы продолжает свою историю эта древняя обитель. Здесь после многолетнего перерыва, после ужа­сающей разрухи вновь возносится еже­дневная монашеская молитва о нашем многострадальном отечестве и о всех пра­вославных христианах. Помощь и заботу Божией Матери насельницы обители ощу­щают постоянно; ее ощущают и те, кто ра­деет о возрождении этого святого места.

 

          Успенский Колоцкий женский монастырь

 

             Адрес: Московская область, Можайский район, д. Колоцкое, п/о Александрово

             Проезд: электропоездом с Белорусского вокзала Москвы, следующими до Гагарина или Вязьмы,

             До станции «Уваровка»  (129 км). Далее автобусом до монастыря

 

Фотографии Монастыря можно посмотреть у нас в ГАЛЕРЕЕ

 


Яндекс.Метрика